№12, 1970/В шутку и всерьез

Пародии

Книга под этим названием, выпущенная в ГДР, носит еще и подзаголовок «Пять веков литературной пародии» 1. Сборник этот представляет собой антологию немецкой пародии.

По существу здесь прослежена вся история этого жанра в немецкой литературе – начиная с достойного вклада, сделанного гуманистами (в сборнике представлены отрывки из «Писем темных людей»), и кончая работами талантливых современных пародистов, дебютировавших в последние годы в ГДР.

Ниже мы публикуем две пародии ив сборника «Непочтительная муза»…

Рольф ШНАЙДЕР

СЛОВО О КНИГГЕ

ТОМАС МАНН

Спустя более чем сто пятьдесят лет после кончины Книгге2, в дни, когда его имя успело уже превратиться в некий благонравно-иронический миф, было бы крайне желательно извлечь его личность из безвременья и восстановить ее в тех исторических рамках, в которых действовал Книгге, и, в сущности, впервые заговорить о нем всерьез, в противовес тем банальным и неумным словосочетаниям, в которых его имя до сих пор скитается на устах у всех, заслужив благодаря этому весьма импозантную славу; имя его, кстати, – барон Адольф фон Книгге, – звучит настолько определенно, что уже само по себе может служить справкой о его происхождении, образовании, вкусах, духовных традициях, а также и о традициях социальных: он был дворянином по происхождению и принадлежал, стало быть, ко второму сословию, обладал даже титулом барона, – в свете этого факта многое позволило бы впасть в соблазн и высказать мнение о том, что именно эта высокая аристократическая принадлежность и позволила ему возвыситься до положения наставника, Praeceptor Germaniae, – разумеется, наставника в особом, хотя, впрочем, и довольно широком, охватывающем всю нацию смысле… И поскольку речь только что зашла о просветительских чертах, – а барон фон Книгге и в самом деле был просветителем, братом по духу Готхольда Эфраима Лессинга и авторов французской «Энциклопедии», эпохального труда, -и поскольку он был наставником, и в первую очередь наставником буржуазии, то есть нации, находившейся в то время в процессе становления, то, естественно, он поучал ее не только в вопросах общего характера, но занимался также и специальными, отнюдь не потусторонними формами бытия; и все же его книга «Об обхождении с людьми» по праву может быть названа исключительным, выдающимся произведением преимущественно общественного плана… И поэтому деятельность Книгге не ограничивалась наставлениями о том, как следует обращаться с ножом и вилкой – что само по себе отнюдь не было пустяком, но скорее вполне респектабельным результатом распространения образованности даже я в малом, – но, сверх того, его учение тщательно рассматривало все формы обхождения, регламентируя светские беседы, положение женщины в обществе, празднества, требования долга, обязанности молодых и пожилых людей, – короче говоря, все без исключения правила игры общественных отношений.

Это был подлинно гуманистический дух, которому я со своей стороны всегда платил дань необыкновенного почтения, беспрекословно повинуясь ему, и отнюдь не случайно в возрасте двадцати пяти лет, – будь то полусознательно или же только вследствие естественной, сообщаемой из поколения в поколение бюргерски-патрицианской традиции, – испытывал чрезвычайную радость, иронически-обстоятельно описывая своих Будденброков, их нравы и обычаи; и поныне еще я безоговорочно принимаю то категорическое начало, присущее духу Книгге, которое не побоюсь назвать глубоко моральным и которое, как мне кажется, нашло наилучшее отражение в той маленькой романтической сказке, что повествует о кончине барона фон Книгге – кончине, которую он сам уготовил себе на своеобразный, характерный для него манер: господин фон Книгге, сообщается в этой сказке, терпит кораблекрушение в южных морях, и вот, когда он собирается защищаться от подплывшей акулы при помощи ножа, то смышленое и сверх меры осведомленное животное, подлинно сказочная рыба, говорит ему: «Как же так, господин барон, рыбу – и вдруг ножом?» – и, воспользовавшись минутой аамешательства, съедает обезоруженного Книгге.

  1. »Die respektlose Muse. Literarische Parodien aus fünf Jahrhunderten», Rütten und Loening, 1968. []
  2. 2Адольф фон Книгге (1752-1798) – немецкий писатель. Романист, публицист, переводчик. Его произведение «Об обхождении с людьми» («Ober den Umgang mit Menachen», 1788) содержало свод правил поведения в обществе. Книга эта пользовалась большой популярностью на протяжении многих лет, благодаря чему имя Книгге стало нарицательным, используясь, например, в качестве названия всевозможных руководств хорошего тона («Новый Книгге» и т. п.). Пародия печатается с сокращениями[]

Цитировать

Шнайдер, Р. Пародии / Р. Шнайдер // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 276-278
Копировать