№12, 1970/Литературная жизнь

Рассказывают редакторы журналов

Подготавливая этот номер нашего журнала, мы обратились к редакторам литературных журналов и руководителям издательств ГДР с просьбой ответить на следующие вопросы:

  1. Что нового было в Вашей работе, какие наиболее интересные книги (материал») были опубликованы Вашим издательством (журналом) в последнее время?
  2. Какие новинки ожидают Ваших читателей в 1971 году?

Ниже публикуются ответы на эти вопросы, полученные от руководителей пяти крупнейших издательств и пяти литературных журналов страны. Они показывают, как многообразны творческие интересы писателей и критиков ГДР, как много острых, актуальных литературных материалов и значительных произведений прозы, поэзии, драматургии получают каждый год немецкие читатели. Картину литературной жизни ГДР дополняют рассказ о Литературном институте, статья о совместных трудах советских и немецких литературоведов и наметки о коллоквиуме «Иоганнес P. Бexep u Советский Союз», состоявшемся в Лейпциге в июне этого года.

 

РАССКАЗЫВАЮТ РЕДАКТОРЫ ЖУРНАЛОВ

 

Вернер НОЙВЕРТ, «Нойе дойче литератур»

Ежемесячник «Нойе дойче литератур» издается с 1952 года как орган Союза немецких писателей. Важнейшая творческая задача нашего журнала – способствовать развитию современной социалистической литературы и пропагандировать все ее виды и жанры. Почти со всеми значительными произведениями нашей новой, социалистической литературы читатель журнала знакомится полностью или в отрывках до того, как они выходят книжными изданиями. Благодаря этому автор начинает свой диалог с читателем со страниц нашего журнала. Редакция выступает инициатором создания новых произведений, как это было с репортажем Я. Копловица о строительстве нового Галле, который ознаменовал – собой новый этап развития социалистического репортажа.

Те же задачи определяют развитие профессиональной литературной критики на прочной эстетической основе и творческое содействие дальнейшему формированию марксистской теории литературы и литературоведения в ГДР. В этих целях авторский коллектив журнала объединяет писателей, критиков и литературоведов, работников культуры под знаком гуманистической мирной политики первого немецкого государства рабочих и крестьян.

За два десятилетия на страницах нашего журнала выступили со своими первыми художественными произведениями почти все сравнительно молодые писатели, которые с тех пор стали известны за пределами ГДР, как, например, Э. Нойч, Д. Нолль, Г. Кант, Б. Вогацки, Г. Гауптман, Г. Прайсслер, Г. Дайке и многие другие прозаики, драматурги и лирики. Помогать молодым талантам, публикуя и критикуя их работы, – такова важная задача журнала и на будущее время. Журнал уделяет большое внимание дискуссиям по специальным проблемам современной социалистической литературы. Участвуя в этих дискуссиях, писатели делятся своим опытом и высказывают свои взгляды по вопросам идеологии и эстетики.

Большое место в журнале занимает обсуждение будущих путей литературного развития, функций социалистической художественной литературы в условиях нашего общества, совершающего научно-техническую революцию, обязанностей писателя перед социалистическим обществом, защиты и развития социалистической литературой гуманистической традиции прошлого. Подобные дискуссии требуют боевой полемики в духе лучших традиций прогрессивной литературной политики. Журнал, редакторами которого в 50-е годы были В. Бредель и Ф. Вайскопф, здесь опирался на традиции Лессинга и Меринга. В последние годы большой интерес за пределами ГДР вызвало шедшее на страницах журнала обсуждение новейших проблем современного социалистического романа и репортажа, лирики, литературы для телевидения и радио, а также теории социалистического реализма.

Как показывают встречи с читателями, их письма и другие формы контактов с ними, круг людей, интересующихся нашим журналом, очень широк и разнообразен. В ГДР это трудящиеся разных профессий и разных слоев общества, среди них много учителей немецкого языка и литературы, германистов и языковедов.

Наш опыт работы с авторами весьма разнообразен. Самые важные выводы, которые можно сделать из него, состоят в следующем: автору необходимо постоянное внимание журнала к его труду, к творческим проблемам и трудностям. Обе стороны – и редакция и автор – считают, что надо интересоваться произведением не только тогда, когда оно готово, но и когда идет над ним работа. Мы должны быть посвящены в возникающие у автора творческие проблемы и помогать ему их разрешать. Мы выполняем это требование в недостаточной еще степени, но предпринимаем усилия в этом направлении. Для нас особенно плодотворен обмен опытом с нашими советскими друзьями по этим вопросам.

Наш многолетний опыт показывает, что широкий общественный резонанс и действенность журнала зависят от принципиальной твердости идеологической и эстетической позиции журнала. Ее не следует подменять догматическим педантством и повторением общеизвестных истин. Журнал может стать форумом для дискуссий между авторами, читателями, критиками, теоретиками литературы и деятелями культуры только в том случае, если у него есть ясная идеологическая и эстетическая программа. Авторы – прозаики, поэты и критики – неохотно появляются или совсем не появляются на борту судна, которое то и дело меняет свой курс, команда которого сама не знает, куда держит путь.

Следует, наконец, отметить, что наши авторы все охотнее выполняют работы по заказу редакции. Это относится и к известным писателям, и к молодым, которые делают первые шаги в литературе. Наш опыт показывает, что молодые литераторы очень охотно обращаются в журнал, рассчитывая на понимание своих первых работ – их достоинств и недостатков, их проблематики. С ними нужно работать терпеливо н деликатно. Нам посчастливилось, у нас есть сотрудники, особенно в области прозы и лирики, которые владеют искусством литературной педагогики и применяют ее.

Самыми интересными публикациями, если судить по отзывам читателей, были разделы книги «Первый миг свободы», одним из инициаторов создания которой был журнал «Нойе дойче литератур», главы из нового романа М.-В. Шульца, над которым писатель еще продолжает работать, а также написанная специально для нас большая поэма Г. Гупперта о Ленине «Рапсодия: хлеб и розы».

Наш журнал будет стремиться познакомить своих читателей с произведениями, посвященными главным героям современности – рабочим, трудящимся, революционерам. Мы будем печатать фрагменты из новых романов, рассказы, литературные портреты, репортажи, пьесы, давая им одновременно должную литературно-теоретическую и эстетическую оценку. В 1971 году исполняется двадцать пять лет со дня основания СЕПГ. В создании произведений, посвященных этому важному историческому событию, примут участие писатели, работающие во всех жанрах. Одна из главнейших наших задач – еще более активное обсуждение идеологических и эстетических принципов социалистической литературы современности. В 1971 году, без сомнения, появится много новых интересных работ. Но мы помним о том, что ни одна вершина не может быть достигнута одним прыжком.

 

Аннелизе ГРОССЕ, «Веймарер байтреге»

Журнал «Веймарер байтреге» основан пятнадцать лет назад писателем Л. Фюрнбергом и литературоведом Г.-Г. Тальгаймом. В первое время своей целью журнал ставил популяризацию немецкого классического гуманистического наследия, хотя с начальных своих шагов журнал стремился оказывать все возрастающее влияние на духовную – литературную и научную – жизнь нашего общества. В соответствии с замыслом своих основоположников, «Веймарер байтреге» в последние годы превратился в журнал, который наряду с многочисленными историко-литературными публикациями занимается главным образом разработкой общетеоретических и конкретно-практических проблем литературы. К настоящему времени возникла потребность публиковать результаты исследований как по общим эстетическим проблемам, так в по отдельным вопросам теории и практики культуры.

Расширив свою тематику, журнал изменил периодичность, превратился в ежемесячник и с января 1970 года называется «Веймарер байтреге. Журнал литературоведения, эстетики и теории культуры». В своей деятельности журнал стремится соответствовать задачам, которые преследовала реформа высшей школы, проведенная в прошлом году в нашей республике. Как известно, в ваших университетах обучение литературоведческим специальностям тесно связано с преподаванием эстетики, искусствоведения и теории культуры. Журнал призван направлять работу факультетов, стимулировать их сотрудничество и совместную разработку научных проблем, связанных с этими областями.

Материалы «Веймарер байтреге» сегодня учитывают, как этого хотел еще Л. Фюрнберг, интересы разных кругов интеллигенции: ученых, литераторов, работников культурных организаций. Журнал должен знакомить с важнейшими научными исследованиями, проводить обсуждение дискуссионных вопросов, которые требуют безотлагательного решения. С этой целью мы осуществили решительную перестройку всей работы редакции. К примеру, в каждом номере теперь печатается краткое выступление ученого или деятеля культуры о неотложных задачах в его области и путях их решения. Так, Г. Гёрнунг, руководитель отдела науки ЦК СЕПГ, писал о дальнейших задачах реформы высшей школы, Г. Кох – о наиболее важных аспектах изучения реализма, А. Хоххут, руководитель отдела культуры ЦК СЕПГ, – об актуальных вопросах культурной работы в 1970 году, Г. -Г. Тальгайм – об основных методических проблемах исторических исследований, Р. Шобер – о научной работе в высших школах и университетах ГДР.

Естественно, должна была измениться и работа с авторами журнала. Журнал по возможности старается привлекать ученых всех университетов нашей республики. Всесторонне учитывая общую программу научных исследований, которая существует в ГДР, редакция разработала и обсудила на редколлегии план публикаций, предусматривавший восемь главных направлений работы. Этот план был предложен для рассмотрения работникам университетов и высших школ. После широкой дискуссия и на основе ее итогов был окончательно принят согласованный перспективный рабочий план журнала. Авторы наиболее важных статей, как правило, сначала присылают в редакцию примерный план выступления, который обсуждается, с тем чтобы подсказать автору желательное направление будущей статьи.

Цитировать

Кюгельген, Б. Рассказывают редакторы журналов / Б. Кюгельген, А. Гроссе, Э. Мирова-Флорин, Х. Плавиус, В. Нойберт, В. Гирнус // Вопросы литературы. - 1970 - №12. - C. 213-223
Копировать