№8, 1973/В шутку и всерьез

Пародии

ПОЭТИКА ОДНОЙ СТРОКИ

Семен ШАХОВСКИЙ

Еще Афанасий Фет говорил, что уже по первой строке можно определить талант и своеобразие автора стихотворения. «2X2=4»! Этот знаменитый первый стих «Таблицы умножения» напоминает мне начало «Анны Карениной»: он сразу вводит читателя в бурный круговорот событий и страстей, описанных в произведении.

Начальный Стих «Таблицы» – это экспозиция к ее главной теме – теме умножения. Первое же слово строки – «два» художник мастерски поставил в тавтологическую позицию: («2X2»), в результате чего множимое («2») умножилось само на себя, давая читателю представление о бесконечности, безграничности и беспредельности, о высоте, глубине и широте мира и человеческого познания. Именно в умножении самого себя на самого себя – правда и сила этой строки! Именно благодаря действию умножения глубинная суть и звучание слова «два» побратались и посестрились!

Дальше в строке стоит знак – «X»- Это уже реалистический символ, это открыто, во весь голос декларированная идея произведения. Но здесь же и сюжетный узел жизненного конфликта, обнаруженного и исследуемого автором «Таблицы». Знак этот имеет двоякий смысл: и то, что действие умножения происходит методично и неумолимо, и то, что оно осуществляется в пространстве и времени, замедленно, долго, драматически и мучительно (новое рождается в муках!), пока не придет к своему неминуемому концу – «4»! Такая проникнутая неподдельным оптимизмом концовка строки – ее итог, в котором нельзя не увидеть триумфа авторского метода!

Когда, прочитав эти заметки, вы снова обратитесь к «Таблице умножения», то, наверное, осознаете, как обогатилось ваше восприятие давно вам знакомой, но теперь наново открытой для вас ее первой строки.

ПОВЕСТЬ О РОМАНЕ

Владимир КИСЕЛЕВ

После работы около проходной меня ожидал Виля.

– Слушай, – сказал он; даже не поздоровавшись. – Есть классное предложение: давай, Роман, напишем роман? Еще Эпиктет говорил, что литература – дело, угодное богам.

– Согласен с мнением Эдиктета, – ответил я. – Однако твое предложение кажется; мне несколько самонадеянным. Романы все-таки пишут писатели. К тому же я сейчас отышачил полторы смены и устал как собака.

– Пустяки! – улыбнулся Виля. – Писатель с философской точки зрения – всего лишь частный случай неписателя. Это справедливо отметил еще князь Потемкин-Таврический в беседе с Вениамином Франклином 27 июля 1781 года. А мы с тобой живем в эпоху научно-технической революции;

У Вили: поворот мысли как на слаломе.

– Погоди, – удивился я. – Какая связь между научно-технической революцией и литературой?

Виля обрадовался так, точно всю жизнь ожидал от меня этого вопроса.

– Самая непосредственная, Прежде всего условимся, что такое литература. Еще Сенека говорил: «Литература – это совокупность литературных: произведений которые в свою очередь являются совокупностью слов, размещенных в определенном порядке». Следовательно, в принципе все мы, комбинируя миллионы раз слова, имеем шанс написать «Гамлета». Но, как любил повторять Хилон Лакедемонянин, не желай невозможного.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1973

Цитировать

Ивакин, Ю. Пародии / Ю. Ивакин // Вопросы литературы. - 1973 - №8. - C. 282-285
Копировать