№5, 1977/Жизнь. Искусство. Критика

Открытие новых «эстетических земель»

(«Искусство»)

Наша сегодняшняя встреча не случайна. Контакты представителей разных видов искусства – веление времени, все более объединяющего художественное творчество вокруг главных проблем, наиболее важных социальных вопросов.

Памятно впечатляющее единство «муз», которым была ознаменована художественная выставка «30-летие великой Победы». И это, как известно, не первый опыт совместного выступления писателей, художников, композиторов, мастеров фото- и киноискусства, деятелей театра с произведениями, посвященными важнейшим темам героической истории и современной жизни народа. К сожалению, опыт этот мало изучен, по-настоящему не обобщен.

Новая культура, – проницательно отметил А. М. Горький, – начинается с уважения к трудовому человеку, с уважения к труду. Сейчас всю толщу советской художественной культуры пронизывают токи живого, острого интереса к проблеме труда, к образу человека труда. Этот интерес, разумеется, не сегодня возник. Но отчетливо просматривается новый поворот, новый угол зрения, новые подходы к давней творческой задаче. Ее эстетическое осмысление все более тесно увязывается с широким кругом социально-политических и нравственных вопросов времени, с проблемами интеллектуально-творческого и душевного возвышения личности. Поэтому и критике необходимо по-новому взглянуть на многие аспекты проблемы труда. Редакция «Вопросов литературы» глубоко права, выдвинув эту задачу в центр внимания нашего совещания.

Коснусь некоторых вопросов практики изобразительного искусства в связи с данной проблемой, без каких бы то ни было, правда, претензий на полное освещение их и систематический анализ. Подробное исследование этих вопросов – тема специальных работ, им мы собираемся широко предоставлять место на страницах нашего журнала.

В последние годы в советском изобразительном искусстве интенсивно развернулся процесс дальнейшего сближения художников с жизнью людей труда. Тысячи мастеров разных поколений, особенно много, конечно, молодых, побывали на крупнейших стройках, на ведущих промышленных предприятиях страны, в колхозах и совхозах. Они своими глазами увидели, как изменяется облик той или иной области страны, уклад быта, как входит в жизнь первоклассная новейшая техника, преображаются сами люди. Все это и удивляло, и радовало, заставляло строже отнестись к себе, к своему труду.

Соприкосновение с кипучей, динамичной жизнью видоизменяет сложившиеся представления, дает ни с чем не сравнимый запас ярких впечатлений, знание многих существенных фактов, примет времени, черт характеров людей. Многие представители молодого поколения, иной раз с особым увлечением и постоянством бродившие по берегам могучей реки под названием «История искусства», сделали для себя в кипучей жизни открытия новых «эстетических земель». Не случайно художественные выставки, прошедшие в ознаменование XXV съезда КПСС и завершившиеся всесоюзными – «Слава труду!» и «Молодость страны», показали, пожалуй, как никогда, широкую панораму трудовых свершений советского народа.

Необходимо, однако, сказать – и об этом среди деятелей нашего изобразительного искусства идет нелицеприятный обмен мнениями по широкому кругу творческих и организационных вопросов в преддверии V съезда художников СССР, – что по-настоящему значительных произведений на производственную тему создается все же недостаточно. Изрядное количество работ носит характер поверхностного наброска, неглубокого репортажного отклика без обобщений, раздумий о жизни.

Я полностью согласен с коллегами, говорившими о том, что идейно-художественная высота современного произведения искусства зависит во многом от информативной насыщенности образа. Только надо учитывать, что художественная информация имеет свою специфику. Позвольте остановиться в этой связи на двух живописных произведениях последнего времени, которые, как мне представляется, позволяют конкретнее поговорить об этом важном творческом вопросе. Речь идет о портрете бригадира электромонтажников В. Д. Рогозы работы опытного ленинградского мастера А. Левитина и о картине молодого уфимского художника Я. Крыжевского «Бело-голубой день».

Это очень интересные произведения, снискавшие большую популярность. Работая в разных жанрах (портрет и сюжетная картина), ставя разные задачи и решая их в меру индивидуальных особенностей своего таланта, оба художника обнаруживают вместе с тем близость в том главном, что увлекло их творческое воображение. Наш молодой современник, молодой рабочий. Он существенно иной, чем был двадцать – тридцать лет тому назад. Художественно исследовать и воплотить его образ нелегко. Нужно прежде всего отрешиться от многих укоренившихся стереотипов в изображении рабочего человека как носителя гипертрофированных волевых качеств, физической силы и т. д.

Перед нами в названных картинах – образы простых, скромных молодых людей, отнюдь не могучих богатырей, но сильных, ловких, смелых. Девушка – строительница сидит на железобетонной балке высоко над землей. Молодой электрик готов по первому сигналу подняться на мачту высоковольтной передачи, – на нем все необходимое для этого снаряжение… Обращает на себя внимание свобода, естественность, даже изящество, с которыми они «держат себя» на людях. Всматриваясь в их лица, мы отчетливо сознаем, что перед нами и опытные профессионалы, и люди, приобщенные к духовной культуре…

Цитировать

Зименко, В. Открытие новых «эстетических земель» / В. Зименко // Вопросы литературы. - 1977 - №5. - C. 46-54
Копировать