№5, 1990/Теория литературы

От текста к произведению, от данного общества к целостному миру

Статья Хиллиса Миллера привлекает диагностической точностью: коллизии в отношениях литературной теории и практики прочтения не просто указаны, но соотнесены с основной «болезнью»– кризисом традиционных представлений о фундаментальных, общечеловеческих ценностях. Впрочем, в логике статьи это скорее не болезнь, а выздоровление от иллюзий, пусть и прекраснодушных, но далеких от реальности: «всё то, что мыслится в мире наилучшим»для всех поколений и всех людей, на деле оказывается «идеологически мотивированным», наилучшим лишь для определенных социальных групп и лишь с определенной, ограниченной их взглядами и интересами точки зрения. Необходимость сознательного отношения к этой ситуации и порождает «триумф теории».

Однако, как любил повторять Л. И. Толстой, «у кого большой ум, тому надо еще больше ума, чтобы управлять этим умом» 1. Необходимо в свою очередь осмысление и растущей теоретической сознательности. Если и в самом деле «теория литературы управляет производством значений», то тем более важным становится прояснение сознательного взгляда на то, чем, как и до каких пределов можно и чем нельзя и не нужно управлять. Безусловно важные и необходимые «всевозможные уловки и стратегические хитрости»теоретика-функционера «данного общества»требуют в свою очередь внутренне осмысленного к себе отношения и понимания не только относительности результата: кто же кого «перехитрит», но и – главное – относительности всей сферы функционирования перед лицом глубинных проблем и вершинных осмыслений человеческой жизни. Вспомним опять-таки Л. Толстого: «Человек может рассматривать себя как животное среди животных, живущих сегодняшним днем, он может рассматривать себя и как члена семьи и как члена общества, народа, живущего веками, может и даже непременно должен рассматривать себя как часть всего бесконечного мира, живущего бесконечное время. И потому разумный человек должен… установлять, кроме отношения к ближайшим явлениям жизни, свое отношение ко всему бесконечному… миру, понимая его как одно целое» ## Л. Н.Толстой, Полн. собр.

  1. «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников», в 2-х томах, т. II, М., 1955, с. 215. []

Цитировать

Гиршман, М. От текста к произведению, от данного общества к целостному миру / М. Гиршман // Вопросы литературы. - 1990 - №5. - C. 108-112
Копировать