№7, 1963/Обзоры и рецензии

Основные направления современного французского романа

Е. М. Евнина, Современный французский роман. 1940 – 1960, Изд. АН СССР, М., 1962, 519 стр.

В этой книге рассматриваются пути развития французского романа на протяжении последнего двадцатилетия.

Работы советских исследователей о современной французской литературе еще немногочисленны и, как правило, не дают целостной картины ее развития.

Они главным образом посвящены отдельным проблемам, обзорам творчества отдельных писателей или анализу отдельных произведений.

Книга Е. Евниной выгодно отличается от трудов ее предшественников прежде всего тем, что она стремится дать общую картину развития современного французского романа. То обстоятельство, что у автора есть продуманная в деталях, ясная концепция эволюции современного французского романа, определяет и четкое построение работы.

Книга разбита на три больших раздела, соответствующих трем магистральным направлениям в современной зарубежной литературе: модернизму, критическому реализму и реализму социалистическому.

В первом разделе («Модернистский роман во Франции») рассмотрен экзистенциалистский роман: Сартра, Симоны де Бовуар и Камю. На основе конкретного и вдумчивого анализа творчества этих писателей Е. Евнина прослеживает эволюцию французского экзистенциализма, его неоднородность, различия в мироощущении Камю, Сартра и Симоны де Бовуар, для которой «открылась возможность выхода экзистенциалистского романа к реализму». Е. Евнина не склонна переоценивать их завоевания. Заключается этот раздел краткой характеристикой третьего этапа модернистского романа (50-е годы), творчества Франсуазы Саган и деятельности школы «нового романа», свидетельствующей об углубившемся кризисе буржуазного искусства, пришедшего к полному распаду содержания и формы.

Второй раздел назван «К реалистическому отражению действительности». Это заглавие не совсем точно, так как речь в нем идет о романистах, продолжающих в современных условиях традиции критического реализма. В книге показано, сколь значительное место занимает это направление в литературе современной Франции. В этом разделе выделяются четыре тематические группы: многотомные семейные циклы (романы. Филиппа Эриа, Мориса Дрюона и Эрвэ Базена); романы о второй мировой войне (Мерля, Гаскара, Маньяна и Лаиу); романы о судьбе молодвго человека в послевоенной Франции (творчество трех молодых романистов: Жоржа Коншона, Поля Гимара и Патрика Кесселя); философский роман. Е. Евнина выдвигает ряд больших литературоведческих проблем: о традициях и новаторстве, о формировании образа положительного героя в литературе критического реализма.

Раздел третий («На путях овладения методом социалистического реализма») посвящен творчеству писателей, успешно преодолевших или преодолевающих ограниченность метода критического реализма и закладывающих основы социалистического реализма в его национальной французской форме.

В него включены анализ послевоенных романов Арагона «Коммунисты» и «Страстная неделя», романов Стиля, Гамарра, Декса, Шаброля, Эльзы Триоле и других – писателей-коммунистов или сближающихся на определенных этапах своего развития с идеологией марксизма. Е. Евнина внимательно прослеживает в их романах черты нового метода и делает вполне обоснованный вывод о все более и более широком распространении в современной французской литературе метода социалистического реализма.

Основным разделам книги предпослана вводная глава, характеризующая литературу антифашистского сопротивления. Автор прослеживает, как героический пафос Сопротивления, возродивший во Франции лучшие традиции национального искусства, обогащает современный роман. Завершается книга небольшой главой «Вместо заключения», в которой говорится о литературной и общественной деятельности французских писателей в связи с событиями в Алжире.

Большое достоинство книги Евниной – конкретность анализа. За редкими исключениями автор дает читателю полное представление о сюжете, об идейной направленности романа, о его художественном своеобразии. Не менее ценно в книге стремление автора показать литературный процесс в динамике, в развитии и борьбе литературных сил эпохи, в сложности и подчас противоречивости составляющих его тенденций. Книга привлекает живым, непосредственным восприятием литературных явлений. Автор полемизирует, доказывает, убеждает.

Но все-таки есть о чем и поспорить с Е. Евниной.

Глава «Вместо заключения» явно не выполняет своей задачи. Она посвящена совершенно новой важной теме (антиколониальному роману), которая, кстати сказать, только намечена.

В заключении нет выводов из интересных наблюдений Е. Евниной над современным французским романом.

Отбор имен и произведений, в общем, удачен и дает представление о своеобразии всех основных течений внутри современного французского романа. Но не ясно, почему обзор творчества Веркора ограничен лишь его философскими романами и почему вся проблема современного философского романа сведена к романам одного Веркора? Очень жаль, что, видимо, из соображений узкожанрового и хронологического порядка обойдено молчанием творчество Антуана де Сент-Экзюпери, занимающее немалое место в литературной жизни Франции.

Спорны некоторые оценки автора. Так, Е. Евнина характеризует Пьера Гамарра как «певца маленького человека». Если это определение и приложимо в какой-то степени к персонажам романа «Розали Брусе», то герой романа «Школьный учитель» явно не укладывается в привычные представления о «маленьком человеке». Еще менее применим этот термин к героям интересного романа «Дети нищеты», который вообще выпал из поля зрения автора. Вся концепция творчества Гамарра как изобразителя французской деревни «с ее малоподвижными патриархальными формами жизни, где все бурные события общественной жизни находят как бы более опосредствованный и приглушенный отклик» (стр. 421), кажется мне спорной, так же как и определение творческой манеры Гамарра как связанной с натуралистическим и популистским романом. Этому противоречит данный в книге Е. Евниной анализ романа «Школьный учитель» и в еще большей степени характер таких романов Гамарра, как «Сирень Сен-Лазара» и «Дети нищеты» с их своеобразной публицистичностью и взволнованным, драматически насыщенным повествованием. К тому же, если принять эту концепцию, то станет непонятным, в чем же заключается движение Гамарра к социалистическому реализму.

В лучших частях (раздел 1, гл. 2; раздел 2, гл. 2; раздел 3, гл. 1 и др.) работа Е. Евниной отличается обстоятельностью, глубиной и четкостью изложения. Но в отдельных случаях ощущается излишняя торопливость и чрезмерный лаконизм, поэтому некоторые положения автора не вполне ясны, иногда вопросы только выдвигаются, не получая должного разрешения.

Так, очень бегло характеризуется школа «нового романа». Автор ограничивается только изложением теоретических положений Н. Саррот и Робб-Грийе и полемики с ними французской прогрессивной критики. Анализа же их романов, так же как и произведений только мельком упомянутого Бютора, нет. Бегло определена специфика современного антивоенного романа и традиций этого жанра во Франции.

Недостаточен анализ романа Маньяна «Там, где больше не растет трава». «На примере этого романа, – пишет автор, – можно увидеть, как традиции Виктора Гюго и Золя, возродившиеся в жизни во время Сопротивления, органически вошли в послевоенную французскую литературу…» (стр. 253). Но как сплетаются эти, в общем, довольно различные традиции и как они проявляются в этом романе, остается недосказанным.

Бегло рассмотрен роман Гаскара «Беглец», хотя, по всей вероятности, именно он должен свидетельствовать о преодолении автором «экзистенциалистского отчаяния» и о выходе его «на дорогу подлинного гуманистического и реалистического искусства» (стр. 274).

В книге много свежих наблюдений. Интересно прослежено использование в современной литературе традиций писателей-реалистов XIX и начала XX столетия. Интересны попытки показать бальзаковские традиции в творчестве Коншона, специфику метода Арагона-баталиста и т. д. На примере творчества того же Коншона показано, как восходящее к бальзаковским традициям умение учитывать и воспроизводить наиболее существенные социально-экономические процессы настоящего воплощается в художественной ткани произведения новыми средствами.

Широта охвата самых различных явлений современной французской литературы, смелость и самостоятельность решения разнообразных литературоведческих задач, глубокое знание проблем современной общественной и политической жизни Франции – все это делает работу Е. Евниной ценным научным трудом.

Цитировать

Гедымин, Л. Основные направления современного французского романа / Л. Гедымин // Вопросы литературы. - 1963 - №7. - C. 220-222
Копировать