№1, 1962/На темы современности

Оружие смеха

БОРИС ЕФИМОВ,народный художник РСФСР

Кто из нас, работников литературы и искусства не думает после великого форума, утвердившего программу нашей жизни на ближайшие десятилетия, о том, как своим оружием – пламенным словом, острым пером, кистью или резцом – принять активное участие в воспитании в людях коммунистического сознания, помочь им быстрее избавиться от власти буржуазной идеологии, мещанства, собственничества, карьеризма?

Нет большей радости для художника, чем ощущение подлинной связи его творчества с жизнью народа. Счастлив тот художник, который способен выразить мысли и чаяния народа не только в высказываниях и заявлениях, но и в художественных произведениях, созданных по горячим следам событий и явлений общественной жизни. Вот почему большое творческое удовлетворение и даже гордость испытываем мы – работники сатирического жанра, жанра воинственного, разящего, беспощадно разоблачающего все то, что враждебно интересам народа.

Конечно, всякое идейное искусство – это оружие, которым художник борется за что-то или против чего-то, отстаивает или отвергает какие-либо принципы. Но воинствующее начало, боевая целенаправленность больше всего, пожалуй, свойственна искусству сатирическому. Сила этого вечно живого, будоражащего жанра в том, что, приковывая к себе внимание, он обращается не только к разуму и эстетическому воспитанию человека, но и к свойственному большинству людей чувству юмора. Меткий остроумный сатирический рисунок порой куда сильнее и убедительнее, доходчивее и популярнее, чем иная обстоятельная солидная статья, так как он конкретизирует события и ситуации, переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов.

Вся история мировой карикатуры проникнута романтикой борьбы непокоренного вольного смеха, неистребимого человеческого остроумия, против пап и королей, угнетателей и обскурантов. И острая, как стилет, итальянская насмешка, и изящное остроумие французов, и злая, хотя порой тяжеловесная – немецкая сатира, и бульдожья хватка английской карикатуры, и меткий, озорной русский лубок – всюду и везде, при всем различии своих национальных черт, разящий воинствующий смех наносил удары по деспотизму и мракобесию, по лицемерию, глупости и коррупции.

Колыбелью советской политической карикатуры явилась Ленинская «Правда». Именно по ее почину сатирический рисунок стал таким же неотъемлемым и привычным элементом газетной полосы, как передовица или фельетон.

Цитировать

Ефимов, Б. Оружие смеха / Б. Ефимов // Вопросы литературы. - 1962 - №1. - C. 22-24
Копировать