№10, 1984/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Об одном литературном вечере

1 февраля 1927 года газета «Вечерняя Москва» сообщала под рубрикой «Москва – сегодня»: «Центральный дом работников просвещения (Леонтьевский, 4). Вечер литературно-исследовательской ассоциации «Быт и нравы литературной Москвы за 10 лет». В вечере участвуют тт. Городецкий, Герасимов, Захаров-Мэнский, Кириллов, Шершеневич и другие. Начало в 8 часов».

В той же «Вечерней Москве» от 3 февраля 1927 года была помещена небольшая статья А. Кута «О чем они вспоминают (На вечере «Быт и нравы литературной Москвы за последнее десятилетие»)», в которой утверждалось: «Собственно о быте и нравах литературной Москвы на этом вечере говорили только В. Г. Шершеневич и Н. Н. Захаров-Мэнский. Все остальные участники вечера ходили вокруг да около этой интересной темы…»

В конце следовал вывод: «…Тема о литературном быте так и осталась почти нетронутой. Очевидно, как материал для других – предстоящих еще – вечеров и диспутов».

Вот перед нами стенограмма вечера «Быт и нравы литературной Москвы», хранящаяся в Центральном государственном архиве Московской области1. Архивные материалы свидетельствуют: вывод корреспондента «Вечерней Москвы» о том, что тема вечера «осталась почти нетронутой», был явно преувеличен. В стенограмме содержатся любопытные зарисовки быта литературной Москвы 20-х годов, идет речь о некоторых характерных явлениях в литературном процессе послереволюционного десятилетия.

На вечере выступили критик В. Львов-Рогачевский, представлявший Всероссийский союз писателей; теоретик имажинизма поэт Вадим Шершеневич; поэт Владимир Кириллов, в начале 20~х годов один из руководителей объединения пролетарских писателей «Кузница»; профессор первого МГУ и заведующий отделом истории книги в Историческом музее Иван Никанорович Розанов; Николай Захаров-Мэнский, член правления Всероссийского союза поэтов; автор ряда пособий по «литературной технике» поэт Георгий Шенгели.

В. Львов-Рогачевский рассказал о литературной жизни в Доме Герцена (сейчас в этом доме находится Литературный институт имени А. М. Горького). Особняк этот в те годы стал подлинно писательским домом. «…Можно сказать, – отмечал Львов-Рогачевский, – что в настоящее время Дом Герцена похож на улей. С утра до вечера он объединяет всю литературную Москву… Все, что связано сейчас с литературной работой, все стучится в двери Дома Герцена, и эти двери радостно открываются для каждого…» Здесь собирались представители разных писательских организаций: Всероссийского союза писателей, Всероссийского союза поэтов, Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП), Всероссийского общества крестьянских писателей, «Кузницы», «Литературного звена».

Работа перечисленных организаций в той или иной степени освещена в современных исследованиях. Меньше всего говорится в них о «Литературном звене». А между тем его деятельность представляет определенный интерес. «Литературное звено», по свидетельству Львова-Рогачевского, «раньше других пришло в Дом Герцена». В хранящемся в ЦГАЛИ рукописном варианте устава «Литературного звена» указывается, что одной из главных целей этого кооперативного товарищества писателей является «устройство литературных собраний, вечеров, лекций, собеседований, выставок и т. п. предприятий» 2. Членов товарищества объединяло стремление к поиску новых литературных дарований. Об этом, в частности, говорил Львов-Рогачевский, являвшийся председателем «Литературного звена»: «Мы поставили своей задачей дать угол, куда приезжал бы каждый начинающий писатель и где он мог бы прочесть свои произведения и получить их оценку… Через «Звено»прошли многие из тех писателей, которые вышли потом на широкую дорогу…» Среди них – Борис Пильняк, Александр Неверов, Михаил Булгаков, Николай Полетаев, Александр Ширяевец, Александр Яковлев. В уже цитированном уставе товарищества подчеркивалось, что в его деятельности принимает участие Андрей Белый3.

Особое внимание в своем выступлении Львов-Рогачевский уделил вопросу о том, какой «культурной жизнью наполняется» Дом Герцена. В короткое время здесь была создана библиотека, в которой к началу 1927 года уже насчитывалось около 8 тысяч томов. Работу в ней, сообщил докладчик, «ведет главным образом Дмитрий Благой». «Устраиваются литературные вечера… Таких вечеров прошло 210». Они были посвящены творчеству молодых писателей и острозлободневным в те годы проблемам литературы и искусства. Например, литературовед Н. Бродский читал в Доме Герцена доклад о постановке В. Мейерхольдом «Ревизора». Устраивались вечера памяти Сергея Есенина, обсуждалась книга К. С. Станиславского о театре – «Моя жизнь в искусстве». Любопытно было бы, заметил Львов-Рогачевский, «проследить за составом посетителей вечеров. Получится интересная картина того, как жили писатели и литераторы и какой они встречали резонанс в читательской среде». Литературные вечера стали в 20-е годы очень распространенной формой общения писателей с читателями. О значении таких вечеров говорил в своем выступлении на вечере Вадим Шершеневич, вспоминая о литературной жизни первых послереволюционных лет:

  1. ЦГАМО, ф. 700, оп. 1, ед. хр. 710.[]
  2. ЦГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. хр. 224, л. 15.[]
  3. ЦГАЛИ, ф. 2740, оп. 1, ед. яр. 224, л. 16.[]

Цитировать

Бень, Е. Об одном литературном вечере / Е. Бень // Вопросы литературы. - 1984 - №10. - C. 178-187
Копировать