Не пропустите новый номер Подписаться
№1, 2016/Мнения и полемика

Об авторстве реплики в газете «Искусство коммуны»

В первую годовщину Октябрьской революции на сцене петроградского Театра музыкальной драмы состоялась премьера первой советской пьесы — «Мистерии-буфф» Маяковского в постановке Мейерхольда. Трудности постановки множество раз описаны: нежелание актеров играть в футуристической пьесе, саботаж советских чиновников…

Удалось получить разрешение играть всего три спектакля, а дальше — в зависимости от продажи билетов. На премьеру 7 ноября для большевистских деятелей и работников искусства вход был по пригласительным билетам. На второе представление половину мест предоставили рабочим (по контрамаркам). На третье билеты продавали всем желающим.

После трех представлений, вспоминает автор пьесы, она была снята с репертуара. Пьесу о мировой революции вытеснил «Макбет». В роли Леди — жена Максима Горького и заведующая отделом театров Северной области М. Андреева. Маяковский долго не мог забыть о нанесенной ему обиде. Напоминал через пять лет в автобиографии: «Андреева чего-чего не делала. Чтоб мешать. Три раза поставили — потом расколотили. И пошли «Макбеты»» [Маяковский: I, 25]. И через десять лет в мемуарах: «Театра не находилось. Насквозь забиты Макбетами» — и на следующей странице:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2016

Литература

«Макбет» в «Музыкальной драме» // Жизнь искусства. 1918. 12 декабря. С. 1.

Маяковский В. В. Я сам // Маяковский В. В. Полн. собр. соч. в 13 тт. Т. 1. М.: Гослитиздат, 1955. С. 7-29.

Маяковский В. В. Только не воспоминания // Маяковский В. В. Указ. изд. Т. 12. 1959. С. 149-158.

Цитировать

Лобков, Е.Ф. Об авторстве реплики в газете «Искусство коммуны» / Е.Ф. Лобков // Вопросы литературы. - 2016 - №1. - C. 325-328
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке