№1, 2016/Век минувший

«Око» Велимира Хлебникова: чем закончилась «Орочонская повесть»

Повесть1 В. Хлебникова «Око» (1912) редко становится объектом рассмотрения. Причин тому несколько: ее небольшой объем, кажущаяся простота, щекотливость затронутой темы.

В основу произведения положен тунгусский миф о сестре, возжелавшей своего брата. Лишенная какого бы то ни было иного общества, девушка не может побороть влечение и признается юноше в любви. Тот возмущен подобными речами, убежден, что грех кровосмешения приведет их обоих к гибели. Тогда сестра тайно покидает родное жилище и в отдалении сооружает шалаш. Повесть заканчивается ее словами:

Ах, брат идет! Точно. Отвернусь от него и тело буду умывать.

Расстанемся надолго.

Такой финал оставляет неискушенного читателя в неведении, в чем состоял замысел предприимчивой героини и увенчался ли ее план успехом. Два последних абзаца воспринимаются как взаимоисключающие: если девушка задумала соблазнить брата, почему она говорит о расставании, да еще «надолго»?

По воспоминаниям одного из современников В. Хлебникова, В. Земацки, интерес к тунгусскому фольклору зародился у поэта еще в детстве: сказки «инородцев» рассказывал его отец, какое-то время живший в Сибири [Земацки: л. 1]. Х. Баран доказал, что Хлебников прочел книгу В. Маргаритова «Об орочах Императорской Гавани» [Маргаритов] и использовал почерпнутые из нее сведения при создании 1-го паруса «Детей Выдры», «Песни мне», «Пламен», «Ока» [Баран 1993: 96].

П. Тартаковский предположил, что поэту были известны и другие работы этнографов [Тартаковский: 186], в частности солидный труд Л. Шренка «Об инородцах Амурского края» [Шренк]. По мнению П. Гонтмахера, косвенные свидетельства подтверждают факт обсуждения В. Хлебниковым с А. Белым и Н. Гаген-Торн мифологии первобытных этносов; исследователь также полагает, что поэт был знаком с некоторыми архивными материалами, связанными с фольклором приамурских народов [Гонтмахер: 50-51].

Сам Хлебников в статье «О расширении пределов русской словесности» (1913) в числе недостаточно изученных отечественной литературой областей упоминает «Сибирь с Амуром, с его самыми древними преданиями о прошлом людей (орочоны)» [Хлебников. О расширении… 67], а в «Своясях» (1919) характеризует орочские мифы как «древнейшие в мире» и признается, что сказания «древнего амурского племени» его «поразили» [Хлебников: I, 7].

В повести «Око» не только запечатлены тунгусские космогонические представления, но и передан национальный колорит. Конкретность изображению придает описание ландшафта (осиновый лес, поляна, ручей, темные бездонные озера, река с обрывистым берегом2), прямое и косвенное упоминание о животных, обитающих в Приамурье: красногорлом соловье, белке, рыси, тигре, медведе (последние два зверя связывались у орочей с мифическими Дуся эзэни и Мапа (Мафа) эзэни — духами — хозяевами тайги [Березницкий 1999: 158, 161]).

Повышают историческую достоверность нарисованных поэтом картин этнографические детали. Например, указания на обособленность мужской и женской культур: он днями пропадает в лесу, охотится — она занимается приготовлением еды; он «поет о каких-то3 двух солнцах, убитых предком», — она не верит в правдивость предания («Разве могут быть три солнца?»). Существенны также упоминания об основном виде оружия орочей (луке) и самом распространенном типе утвари (берестяном). Самостоятельно сооруженный девушкой шалаш — отсылка к экзокойтии, обычаю раздельного проживания мужской и женско-детской групп в родовом обществе [Семенов: 323]. Вид постройки лишний раз свидетельствует об этнокультурной осведомленности Хлебникова: промысловым жилищем орочей, действительно, являлся двускатный шалаш [Березницкий. Коренные…]. Разложенные героиней повести черепа зверей — еще одна реалистическая подробность; очевидно, девушка намеревается с помощью магии защитить новое жилье — так поступали многие жители Севера, практикующие культ медведя [Неподкосов: 150-163]. И наконец, отсутствие собственных имен в произведении можно объяснить существовавшим среди народов Нижнего Амура обычаем не обращаться друг к другу по имени [Смоляк: 245].

Анализ образной системы повести Хлебникова обнаруживает особую значимость в ней танатологических мотивов. Героиня воображает, «как гибнет каменное солнце»;

  1. Мы прибегаем к авторскому определению жанра произведения.[]
  2. В ремарке говорится про березу, «висящую над рекой».[]
  3. Здесь и далее курсив в цитатах из «Ока» мой. — Е. З.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2016

Литература

Аврорин В. А., Лебедева Е. П. Орочские сказки и мифы. Новосибирск: Наука, 1966.

Арлаускайте Н. Филологическая мистагогия: Нить Велимира Хлебникова // TEXTUS. Принципы и методы исследования в филологии: Конец ХХ века: Сб. статей / Под ред. К. Э. Штайн. Вып. 6. СПб.; Ставрополь, 2001. С. 168-187.

Арсеньев В. К. Из научного наследия В. К. Арсеньева // Краеведческий бюллетень (Южно-Сахалинск). 1995. № 3. С. 163-182.

Баран X. Хлебников и мифология орочей // Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века / Предисл. Н. В. Котлерева; общ. ред. Н. В. Котлерева и А. Л. Осповата. М.: Прогресс-Универс, 1993. С. 66-67.

Баран Х. Заметки о Хлебникове (3-7) // Язык как творчество: Сб. статей к 70-летию В. П. Григорьева. М.: ИРЯ РАН, 1996. С. 7-17.

Березницкий С. В. Мифология и верования орочей. СПб.: Изд. центра «Петербургское востоковедение», 1999.

Березницкий С. В. Коренные народы Дальнего Востока. Страна удэге // Приморский край России: Научно-популярные очерки ученых Дальневосточного отделения РАН. URL: http://www.fegi. ru/primorye/history/pop3.htm.

Гонтмахер П. Уроки мифологии в Стране трех солнц // Словесница Искусств: Региональный культурно-просветительский журнал (Хабаровск). 2006. № 1 (17). С. 50-51.

Земацки В. Письмо // ЦГАЛИ. Ф. 527. Ед. хр. 167.

Кормушин И. В. Удыхейский (удэгейский) язык. Материалы по этнографии. Очерки фонетики и грамматики. Тексты и переводы. Словарь. М.: Наука, 1998.

Маргаритов В. П. Об орочах Императорской Гавани. СПб.: Изд. Об-ва изуч. Амурского края в г. Владивостоке, 1888.

Неподкосов С. Н. Символ «мертвая голова». М.: Вече, 2014.

Семенов Ю. И. Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX — начала XX в. // Этнографическое обозрение. 1996. № 1. С. 32-48.

Сивоплясова А. Н. Проблематика и поэтика малой прозы Велимира Хлебникова: Историко-литературный и этнокультурный аспект. Дис. … канд. филол. наук. Саратов, 2014.

Смоляк А. В. Орочи // Системы личных имен у народов мира / Ред. Р. Ш. Джарылгасинова, М. В. Крюков, В. А. Никонов, А. М. Решетов. М.: Наука, ГРВЛ, 1989. С. 245-246.

Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.

Старцев А. Ф. Проблемы этнокультурного развития удэгейцев во второй половине XIX-XX вв. Дис. … докт. ист. наук. Владивосток, 2002.

Тартаковский П. И. Западно-восточная концепция Велимира Хлебникова в его эпическом триптихе // Тартаковский П. И. Социально-эстетический опыт народов Востока и поэзия В. Хлебникова в 1900-1910-е годы. Ташкент: Фан, 1987. С. 159-211.

Харджиев Н. Новое о Велимире Хлебникове (к 90-летию со дня рождения) // День поэзии. Альманах / Сост. П. Вегин; гл. ред. Е. Винокуров. М.: Советский писатель, 1975. С. 201-211.

Хлебников Велимир. Свояси // Хлебников Велимир. Собр. соч. в 6 тт. Т. 1. М.: ИМЛИ РАН, Наследие, 2000. С. 7-9.

Хлебников Велимир. Воин не наступившего царства // Хлебников Велимир. Указ. изд. Т. 6. Кн. 1. 2005. С. 204-206.

Хлебников Велимир. О расширении пределов русской словесности // Хлебников Велимир. Указ. изд. Т. 6. Кн. 1. С. 66-67.

Хлебников Велимир. Учитель и ученик // Хлебников Велимир. Указ. изд. Т. 6. Кн. 1. С. 34-46.

Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. В 3 тт. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1883-1903.

Цитировать

Завьялова, Е.Е. «Око» Велимира Хлебникова: чем закончилась «Орочонская повесть» / Е.Е. Завьялова // Вопросы литературы. - 2016 - №1. - C. 217-229
Копировать