О стиле Василия Шукшина
Существенный факт: Шукшин поехал учиться в Москву на деньги, вырученные его матерью от продажи коровы.
Такие моменты не проходят бесследно в творчестве.
Это мы уже знали по Есенину:
О родина, счастливый
И неисходный час!
Нет лучше, нет красивей
Твоих коровьих глаз.
В восприятии природы и животных Есенин и Шукшин совпадают удивительно. Сопоставьте стихотворение «Дряхлая, выпали зубы…» и эпизод спасения от гибели стада в рассказе «Земляки» – они подсказаны одним и тем же переживанием.
Художники близки и по щемяще-нежному ощущению природы. Совпадения здесь поразительны:
«Предрассветное. Синее. Раннее…» – это у Есенина.
«Предрассветно-тихое, нежное» – это у Шукшина.
В том же рассказе «Земляки» пейзаж может показаться переложением в прозу есенинского стихотворения «Голубень».
В стихотворении:
В прозрачном холоде заголубели долы,
Отчетлив стук подкованных копыт,
Трава поблекшая в расстеленные полы
Сбирает медь с обветренных ракит.
С пустых лощин ползет дугою тощей
Сырой туман, курчаво свившись в мох,
И вечер, свесившись над речкою,
полощет Водою белой пальцы синих ног.
В рассказе:
«Ночью перепал дождь. Прогремело вдали… А утро встряхнулось, выгнало из туманов светило; заструилось в трепетной мокрой листве текучее серебро. Туманы, накопившиеся в низинах, нехотя покидали землю, поднимались кверху…
Выше поднималось солнце. Туманы поднялись и рассеялись. Легко парила земля. Испарина не застила свет, она как будто отнимала его от земли и тоже уносила вверх…
Все теплей становится. Тепло стекает с косогоров в волглые еще долины; земля одуряюще пахнет обилием зеленых своих сил».
Движение туманов мы ощущаем физически и в стихотворении, где описан вечер, и в рассказе, дышащем рассветом.
Заметим еще, что и в том и в другом случае пейзаж усиливается сходными звуковыми образами.
У Есенина пейзаж усиливается слышимой строкой:
«Отчетлив стук подкованных копыт«.
«Озвучено» описание туманов и у Шукшина:
«Звенят теплые удила усталых коней».
И у Шукшина, и у Есенина пейзажи – далеки от идиллии, в пейзажах у них живет чувство родины, они передают трагичность красоты природы, которая оказывается как бы в опасности.
О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли…
Боль и одновременно радость чувствует старый человек в рассказе «Земляки»: туманы помогают ему спокойно думать о смерти. «И тогда-то и открывается человеку вся сокрытая, изумительная, вечная красота Жизни. Кто-то хочет, чтобы человек напоследок с болью насытился ею».
Мироощущения Есенина и Шукшина во многом совпадают, они драматически воспринимают разрыв с прошлым, в этом контексте у каждого из них возникает и личная, интимная тема, и тема историческая. В произведениях каждого возникает образ матери и чувство вины перед нею художника. С одной и той же целью они обращаются к истории и избирают в ней в качестве героя одного и того же типа людей: Разина – Шукшин, Пугачева – Есенин. Вожди крестьянской революции наделены у них мятущимся сознанием; люди богатырского духа, они жаждут возмездия за страдания народа, но их стихийным действиям предопределена трагическая развязка. Жанр задуманного фильма о Разине Шукшин определил как трагедию, разинскую тему он нащупывал и в современных характерах. Конечно, Разин в быту трагикомичен, как, например, герой рассказа «Материнское сердце» Витька Борзёнков. Витька продал в райцентре на 150 рублей сала, деньги ему нужны были позарез, он собирался жениться. Но Витьку коварно обманули случайные женщины, они опоили его, одурманили, и он пришел в себя где-то под забором без копейки в кармане. И Витька пошел в наступление на городок, в котором оказался. Он ввязывается в драку с целой компанией, а потом чуть не убивает милиционера. Конечно, гнев Витьки был справедлив, но поступки несуразны. Больше всего страдает мать Витьки, так трудно выходившая его, маленького, в тяжелые годы войны. Хотя герой рассказа трагикомичен, он не терпит в наших глазах морального ущерба. Шукшин так описывает его состояние: «Витька…
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.