№9, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

О стиле Василия Шукшина

Существенный факт: Шукшин поехал учиться в Москву на деньги, вырученные его матерью от продажи коровы.

Такие моменты не проходят бесследно в творчестве.

Это мы уже знали по Есенину:

О родина, счастливый

И неисходный час!

Нет лучше, нет красивей

Твоих коровьих глаз.

 

В восприятии природы и животных Есенин и Шукшин совпадают удивительно. Сопоставьте стихотворение «Дряхлая, выпали зубы…» и эпизод спасения от гибели стада в рассказе «Земляки» – они подсказаны одним и тем же переживанием.

Художники близки и по щемяще-нежному ощущению природы. Совпадения здесь поразительны:

«Предрассветное. Синее. Раннее…» – это у Есенина.

«Предрассветно-тихое, нежное» – это у Шукшина.

В том же рассказе «Земляки» пейзаж может показаться переложением в прозу есенинского стихотворения «Голубень».

В стихотворении:

В прозрачном холоде заголубели долы,

Отчетлив стук подкованных копыт,

Трава поблекшая в расстеленные полы

Сбирает медь с обветренных ракит.

 

С пустых лощин ползет дугою тощей

Сырой туман, курчаво свившись в мох,

И вечер, свесившись над речкою,

полощет Водою белой пальцы синих ног.

 

В рассказе:

«Ночью перепал дождь. Прогремело вдали… А утро встряхнулось, выгнало из туманов светило; заструилось в трепетной мокрой листве текучее серебро. Туманы, накопившиеся в низинах, нехотя покидали землю, поднимались кверху…

Выше поднималось солнце. Туманы поднялись и рассеялись. Легко парила земля. Испарина не застила свет, она как будто отнимала его от земли и тоже уносила вверх…

Все теплей становится. Тепло стекает с косогоров в волглые еще долины; земля одуряюще пахнет обилием зеленых своих сил».

Движение туманов мы ощущаем физически и в стихотворении, где описан вечер, и в рассказе, дышащем рассветом.

Заметим еще, что и в том и в другом случае пейзаж усиливается сходными звуковыми образами.

У Есенина пейзаж усиливается слышимой строкой:

«Отчетлив стук подкованных копыт«.

 

«Озвучено» описание туманов и у Шукшина:

«Звенят теплые удила усталых коней».

 

И у Шукшина, и у Есенина пейзажи – далеки от идиллии, в пейзажах у них живет чувство родины, они передают трагичность красоты природы, которая оказывается как бы в опасности.

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли…

 

Боль и одновременно радость чувствует старый человек в рассказе «Земляки»: туманы помогают ему спокойно думать о смерти. «И тогда-то и открывается человеку вся сокрытая, изумительная, вечная красота Жизни. Кто-то хочет, чтобы человек напоследок с болью насытился ею».

Мироощущения Есенина и Шукшина во многом совпадают, они драматически воспринимают разрыв с прошлым, в этом контексте у каждого из них возникает и личная, интимная тема, и тема историческая. В произведениях каждого возникает образ матери и чувство вины перед нею художника. С одной и той же целью они обращаются к истории и избирают в ней в качестве героя одного и того же типа людей: Разина – Шукшин, Пугачева – Есенин. Вожди крестьянской революции наделены у них мятущимся сознанием; люди богатырского духа, они жаждут возмездия за страдания народа, но их стихийным действиям предопределена трагическая развязка. Жанр задуманного фильма о Разине Шукшин определил как трагедию, разинскую тему он нащупывал и в современных характерах. Конечно, Разин в быту трагикомичен, как, например, герой рассказа «Материнское сердце» Витька Борзёнков. Витька продал в райцентре на 150 рублей сала, деньги ему нужны были позарез, он собирался жениться. Но Витьку коварно обманули случайные женщины, они опоили его, одурманили, и он пришел в себя где-то под забором без копейки в кармане. И Витька пошел в наступление на городок, в котором оказался. Он ввязывается в драку с целой компанией, а потом чуть не убивает милиционера. Конечно, гнев Витьки был справедлив, но поступки несуразны. Больше всего страдает мать Витьки, так трудно выходившая его, маленького, в тяжелые годы войны. Хотя герой рассказа трагикомичен, он не терпит в наших глазах морального ущерба. Шукшин так описывает его состояние: «Витька…

Цитировать

Фрейлих, С. О стиле Василия Шукшина / С. Фрейлих // Вопросы литературы. - 1982 - №9. - C. 57-66
Копировать