№9, 1982/Обзоры и рецензии

«Рядовой русской литературы»

Л. С. Пустильник. Жизнь и творчество А. Н. Плещеева, М., «Наука», 1981, 192 с.

Жизнь и творчество поэта-петрашевца А. Плещеева не раз привлекали внимание исследователей. В чем же состоит своеобразие рецензируемой книги, чем обогащает Л. Пустильник сложившиеся представления о Плещееве?

Прежде всего, Плещеев рассматривается не только как поэт, но и как прозаик, переводчик, критик, публицист, автор газетных обозрений и фельетонов, редакционный сотрудник ряда изданий, театральный деятель. Большая работа по атрибуции произведений Плещеева, опубликованных под различными псевдонимами или вообще без подписи, потребовавшая от автора книги многих лет напряженного труда (в фондах музея Малого театра были найдены даже тексты пьес Плещеева, ставившихся на сцене театра, но никогда не появлявшихся в печати), позволила впервые представить перед читателем литературную деятельность Плещеева во всей ее широте и многоплановости. Эта работа интересна и с точки зрения методики подобных разысканий – литературное наследие многих писателей «второго ряда» до сих пор еще не учтено с такого рода тщательностью и полнотой.

К какой стороне литературной деятельности Плещеева ни обращалась бы Л. Пустильник, эта сторона получает в книге достаточно глубокое и полное освещение. У читателя складывается, например, ясное представление о тех требованиях, которые Плещеев предъявлял к переводам художественных текстов, его принципах выбора произведений для перевода, его собственных поэтических и прозаических переводах, вводных статьях, которыми Плещеев любил снабжать их публикации… Содержательную характеристику в книге получил Плещеев-критик. Л. Пустильник показала, в чем Плещеев следовал за своими учителями – Белинским, Чернышевским и Добролюбовым, а что отличало его взгляд на творчество современников, к каким жанрам он обращался в своей литературно-критической деятельности и т. д.

Другая особенность книги состоит в том, что автор ее активно опирается на богатейшие эпистолярные источники. Часть писем Плещеева – в их числе письма к Добролюбову, Некрасову, Достоевскому, Чехову – в разные годы появлялась в печати. В книге введены в научный оборот – конечно, в отрывках – многочисленные письма Плещеева, выявленные в различных архивах страны. С интересом воспринимаются впервые увидевшие свет отрывки из писем к В. Короленко, В. Гаршину, И. Сурикову, А. Пыпину, О. Чернышевской, многим друзьям и знакомым писателя. Широко использованы и письма к Плещееву, благодаря чему замечательные деятели русской культуры прошлого века, в кругу которых жил и творил поэт, и, конечно, он сам становятся понятнее и ближе читателю.

Наконец, третья особенность книги как исследования состоит в подчеркнутом внимании к малоизученным периодам творческого пути писателя, особенно к его литературной деятельности в 70 – 80-е годы.

За многими разделами книги стоят исследования ее автора, опубликованные в последние десятилетия в советских научных изданиях. Это в первую очередь разделы, посвященные взаимоотношениям Плещеева и Некрасова, Плещеева и Чехова, отношению Плещеева к творчеству Островского и т. д.

Вместе с тем в книге поставлены важные научные проблемы, которые еще требуют специального рассмотрения. Это относится, например, к участию Плещеева в газете «Московский вестник».

Рецензируемая книга полемично заострена против тех, кто считал Плещеева «упорным отрицателем революции» (например, Н. Ардене в книге «Ссыльный N 33»), и тех, кто пытался выдавать его за искусного конспиратора (например, В. Баскаков в подвергшейся справедливой критике книге «Мировоззрение Н. Г. Чернышевского»). Конечно, революционером в прямом смысле этого слова на втором, разночинно-демократическом этапе освободительного движения Плещеев не был. Но он был талантливым и плодовитым литератором-демократом, испытавшим сильное влияние активных участников революционного натиска 60-х годов и глубоко им сочувствовавшим.

Широкое демократическое движение в русской литературе 60 – 70-х годов обрисовано в книге Л. Пустильник достаточно полно, что весьма важно, так как вся литературная деятельность Плещеева развивалась в русле этого движения. С приходом в 1872 году в «Отечественные записки» на должность секретаря редакции Плещеев получил возможность работать бок о бок с Некрасовым, Салтыковым-Щедриным, Г. Успенским. Не случайно после смерти Некрасова именно Плещеев возглавил в журнале отдел поэзии. Трудно переоценить роль Плещеева в формировании таланта Сурикова и ряда других молодых писателей-демократов. Он оказал существенную поддержку В. Гаршину, одним из первых почувствовал и оценил талант молодого Чехова. Поддержка Плещеева способствовала и появлению в печати первого рассказа А. Серафимовича. Страницы книги, посвященные деятельности Плещеева как собирателя сил демократической литературы, как друга и воспитателя молодых писателей, читаются с особым интересом.

Для работы Л. Пустильник характерна точность научного аппарата. Однако на стр. 101 цитируется статья В. Крестовского «Стихотворения А. Н. Плещеева», напечатанная в N 3 журнала «Русское слово» за 1861 год, и отмечается, что «В. Крестовский» – псевдоним Н. Д. Хвощинской. Н. Д. Хвощинская-Зайончковская действительно подписывала свои произведения псевдонимом «В. Крестовский», но в данном случае автором статьи был Всеволод Владимирович Крестовский, печатавший в начале 60-х годов бойкие стишки с налетом легкого радикализма и получивший известность как автор «Петербургских трущоб».

Плещеев называл себя «рядовым русской литературы». С присущей ему скромностью он делал акцент на слове «рядовой». Для нас же важна прежде всего сама его причастность к великой русской литературе, в формировании и развитии демократического направления которой он оставил свой заметный след. Не случайно песня на слова Плещеева «По чувствам братья мы с тобой…» была любимой песней в семье Ульяновых, а «Вперед! Без страха и сомненья…» вошла в сознание ряда поколений как русская «марсельеза». Книга Л. Пустильник с любовью и научной полнотой раскрывает современному читателю жизнь и творческий путь писателя-демократа.

г. Казань

Цитировать

Бушканец, Е. «Рядовой русской литературы» / Е. Бушканец // Вопросы литературы. - 1982 - №9. - C. 234-235
Копировать