№12, 1958/Обзоры и рецензии

О сочетании научности и популярности

И. Б. Дюшен, Л. В. Каган, Г. А. Могилевская, С. В. Тураев, Зарубежная литература, Учебник для библиотечных техникумов, под ред. Т. Л. Мотылевой, Б. И. Пуришева, С. В. Тураева, Госкультпросветиздат, М. ,1956, 439 стр.

Среди вышедших за последние годы учебных пособий по зарубежной литературе следует отметить небольшой учебник «Зарубежная литература» для учащихся библиотечных техникумов. Коллектив авторов – И. Дюшен, Л. Каган, Г. Могилевская и С. Тураев попытались на 440 страницах раскрыть важные и сложные явления зарубежной литературы, начиная от античной до современной. Учебник должен научить молодых работников библиотек, которые, кончив техникум, будут соприкасаться с самым широким кругом читателей, ориентироваться в зарубежной литературе Запада и Востока.

До сих пор в учебниках по зарубежной литературе различных эпох, изданных для педагогических институтов, для университетов, освещается только западноевро -европейская литература; в лучшем случае авторы включают в круг своего внимания литературу некоторых европейских стран народной демократии.

В рецензируемый учебник включены такие разделы, как «Литература древней Индии», «Китайский классический роман». Таким образом, рассмотрение древней литературы не ограничено, как обычно, литературой древней Греции и Рима; учащийся получит гораздо более правильное представление о развитии литературы древнего мира и средних веков.

Следует отметить, что авторы учебника включили в раздел литературы XX века таких видных классиков Индии и Китая, как Рабиндранат Тагор, Премчанд, Лу Синь, без которых нельзя правильно представить развитие зарубежной литературы первых десятилетий XX века, так же как современную зарубежную литературу после второй мировой войны нельзя представить вне творчества Го Мо-жо, Мао Дуня, Чжао Шу-ли, Хикмета, Пабло Неруды, Гильена и Амаду.

Конечно, даже при таком широком включении многообразных древних и новых литератур еще очень многие литературы и писатели не нашли своего достойного места в книге. Трудно согласиться также с тем, что в учебнике нет ни глав, ни даже краткого упоминания таких писателей, как Теккерей, А. Франс, Томас Гарди и других. Ощутимо отсутствие характеристики талантливого писателя XX века Лакснесса. Но при всем этом надо отдать должное коллективу авторов, очевидно, и кафедре Государственного Московского библиотечного института, в их стремлении дать представление о многообразии литературного процесса на Востоке и Западе. Хотя в учебнике «Зарубежная литература», вполне понятно, не могла найти место русская литература, но ее влияние, а также воздействие Октябрьской революции, влияние развития советского общества и советской литературы на зарубежную литературу раскрыто ясно, убедительно.

Создание такого учебника для среднего учебного заведения с кратким обозрением огромного историко-литературного материала сопряжено с большими трудностями. Возникает вопрос, какие теоретические проблемы можно ставить, считаясь с уровнем развития и общей подготовленности учащихся, учитывая их последующую работу в массовых библиотеках?

Нужно, таким образом, ответить на существеннейший вопрос о сочетании научности и популярности изложения. Действительно, необходимо определить различные литературные направления, метод, типичный для целой исторической эпохи и отдельного писателя, нужно рассмотреть, в каких сложных проявлениях раскрываются классовые битвы в преломлении различных художников разных эпох. Ряд сложных явлений освещен и научно и просто. Это относится к главам о немецкой литературе XVIII – XIX и XX веков. В них даны краткие и основательные сведения о просветителях как идеологах буржуазии в XVIII веке, правильно указано, что их борьбе с феодализмом сочувствовало большинство народа (стр.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №12, 1958

Цитировать

Гильдина, З. О сочетании научности и популярности / З. Гильдина // Вопросы литературы. - 1958 - №12. - C. 232-236
Копировать