№3, 1969/Теория литературы

О природе объективности красоты

Статья печатается в порядке обсуждения.

В «Вопросах литературы» состоялись две дискуссии, так или иначе посвященные проблеме красоты (в 1960 – 1962 и 1966 годах). И хотя нельзя сказать, что вопрос решен, дискуссии эти отнюдь не являются бесполезными. Они помогли выявить различные точки зрения (от отождествления красоты с чувством красоты до утверждения об абсолютно объективном ее существовании), а главное – они наметили различные подходы к проблеме.

Соглашаясь в принципе с заключительной статьей1 дискуссии 4966 года, которая предлагает объективно-отражательный подход к вопросу о красоте, мы хотели бы высказать некоторые соображения в этом плане.

* * *

Кажется, трудно сомневаться в том, что красота имеет объективные признаки в самой действительности. В самом деле, разве не реально существуют радующий нас облик предмета, цвет, очертание, пропорция или – звук, ритм, тональность? Что касается ассоциативных представлений, сопровождающих процесс эстетического освоения, то разве не связаны они с отражением реальных предметов? Безусловно.

Однако споры о красоте продолжаются в течение более двух с половиной тысяч лет, и не только между представителями материалистической и идеалистической философии. Внутри каждого лагеря также существуют различные подходы к проблеме и разные определения этой загадочной категории. Полемика не утихает и в советской эстетике, сопровождаясь порой взаимными обвинениями в идеализме или вульгарном материализме.

Если дать для начала такое определение: красивым называется объект, который духовно радует нас своим обликом, содержанием и ассоциативными представлениями, связанными с его отражением, – то нетрудно заметить, что с точки зрения материалистической гносеологии это определение не является вполне объективным. В нем не определяется красивый предмет сам по себе, не указывается, какие именно формы, цвета и т. д., какое именно содержание делают его красивым. В определении фигурирует субъективный фактор, и без его участия красота здесь не определяется. Но не будем спешить с выводами.

Указанное противоречие наблюдается как в материалистических, так и в идеалистических определениях красоты. Идеалисты не в силах преодолеть предметно-чувственную природу красоты, а материалисты вынуждены привлекать субъективный фактор при ее определении.

Американский философ Сантаяна – «чистый» субъективный идеалист, он определяет красоту как способность к наслаждению, внутренне присущую человеку. В этом для него вся суть красоты. Но ему явно мешает объект. Сантаяна не может не признать, что эстетическое наслаждение связано с объектом, поэтому определяет красоту как «объективированное наслаждение», а еще точнее, как «преобразование элемента ощущения в качество вещи» 2. Итак, не вещь, не объект вызывают у человека эстетическую эмоцию, а, напротив, эстетическая эмоция, будучи проецированной на объект, делает его эстетическим. Но противоречие налицо: если все дело в спонтанной эстетической эмоции, то и надо исследовать ее, раскрыть «в себе сущие» ее закономерности. Зачем понадобилось привлекать объект, если дело совсем не в нем? Иначе Сантаяна поступить не мог, ибо связь эмоции с объектом – факт очевидный и бесспорный, он лишь по-своему пытался его «преодолеть».

Так поступают все идеалисты, только у объективных идеалистов это «преодоление» осуществляется с помощью объективной идеи красоты или прямо – бога (средневековые схоласты и современные неотомисты), а у прагматистов – посредством «ликвидации» самой проблемы «физического и психического», которая якобы осуществляется в человеческом опыте (Джон Дьюи и др.).

Противоречивость в определении красоты мы находим и в материалистической эстетике.

Дидро дал два определения красоты – объективное и относительное. В первом он положил в основу объективное отношение предмета с другими предметами, отношение частей предмета между собой, отношение предмета и окружающей среды. Но оказалось, что только по предметному отношению определение красоты дать невозможно, поскольку исключается возможность конкретизации и остается вопрос – какие же конкретные отношения отвечают признакам красоты?

Дидро не нашел других путей ответа на вопрос, кроме добавления человеческого отношения к этим предметным отношениям. Так появился второй вид красоты – красота относительная.

Чернышевский, с одной стороны, говорил, что прекрасное в объективной действительности вполне прекрасно (то есть оно прекрасно само по себе), с другой стороны, он приходит к выводу: «прекрасно то, в чем мы видим жизнь, сообразную с нашими понятиями о жизни» 3. За основу прекрасного Чернышевский взял жизнь или то, что напоминает нам о жизни. Но здесь же встает вопрос – какая жизнь прекрасна? Известно, что жизнь – это сложное переплетение хорошего и дурного, красивого, некрасивого, безобразного. Кроме того, сами критерии красоты исторически изменчивы и даже в одну и ту же эпоху у разных социальных групп могут быть различными, на что указывает Чернышевский в примере с оценкой женской красоты крестьянином и аристократом.

Таким образом, Чернышевский тоже привлекает субъективный фактор при определении красоты. Оба гениальных мыслителя, в сущности говоря, имели в виду: 1) объективность красоты в реальной действительности, 2) необходимость эстетического отношения человека к действительности. Но если Дидро говорил на этом основании о двух видах красоты, то Чернышевский попытался объединить оба элемента в одной формулировке, чем и наметил диалектическое решение вопроса.

Представители абсолютно объективной точки зрения на красоту (некоторые из так называемых «природников») критиковали Дидро и Чернышевского за «непоследовательность» их материализма, за уступку идеализму (например, А. Калантар, А. Велик, П. Иванов и др.). Между тем Дидро и Чернышевский в решении данного вопроса являются более последовательными материалистами, чем критикующие их наши товарищи, потому что так прямолинейно, как последние полагают, вопрос здесь не решается, а внимание к субъективному фактору отнюдь не означает уступки идеализму. Отмеченное противоречие, на наш взгляд, абсолютно неизбежно при определении красоты. Задача заключается лишь в том, чтобы диалектически его разрешить.

* * *

Коснемся кратко дискуссии между представителями природной и общественной обусловленности красоты («природниками» и «общественниками»). Отметим прежде всего, что каждая из этих концепций не является однородной и делится на ряд точек зрения. Споры происходят, таким образом, и внутри этих концепций, а доводы нередко являются взаимоисключающими.

В своем конечном виде «природническая» концепция сводится к тому, что красота в природе существует в совершенно готовом виде как по форме, так и по содержанию, задача заключается лишь в том, чтобы адекватно ее отразить, познать. Эта безотносительная точка зрения ведет к научно-теоретическому познанию красоты, к призывам изучать ее с помощью точных наук. Пожалуй, ничего криминального в этом нет, науки в наши дни кооперируются и приходят друг другу на помощь. И поскольку красота имеет объективные основы и признаки, то на первый взгляд возражать не приходится и надо эту концепцию принять.

Посмотрим, однако, что происходит при ее реализации. Один из наиболее последовательных «природников» – Г. Поспелов в книге «Эстетическое и художественное» пишет, что эстетическая теория должна начинаться «с исследования Г. Н. Посполов, Эстетическое и художественное, Изд. МГУ, М. 1965, стр. 75.объективных эстетических свойств действительности и их познания» 4. Основным критерием объективной красоты в природе, по его мнению, является уровень эволюционного развития организмов живой природы и совершенство их в своем роде, а для неорганической природы – «организованность ее бытия». Последняя имеет низшие возможности красоты, а растительная и животная, соответственно, более высокие.

Однако этот принцип уровня эволюционного развития как критерия красоты ни в какой мере автором не выдерживается. Скажем, приводятся следующие ступени эволюционной лестницы растений: мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные (хвойные) и покрытосемянные (цветочно-лиственные) растения. Последние – наиболее высокая форма организации растительного мира. Их характеризует наличие корневой системы, проводящая система в стебле или стволе, наличие кроны. «Чем более развиты все эти части», – пишет автор, – тем более достигают растения красоты в своих «превосходных образцах» 5. Но тут же следуют многочисленные оговорки. Например, грибы, вынужден признать автор, тоже могут быть «по-своему» красивы, но красота их оказывается неполноценной, это еще «не собственно растительная красота», она-де «подобна красоте образований неорганической природы». «По-своему красивы, – продолжает Г. Поспелов, – и симметричные пучки изящно изрезанных листьев у наших современных травянистых папоротников. И так далее» 6. Вот именно – «и так далее», потому что этих исключений окажется больше, чем тех случаев, которые могут уложиться в «правило».

Э. Геккель в известной книге-альбоме «Красота форм в природе» показывает в таблицах красоту простейших одноклеточных организмов, водорослей, грибов, мхов, полипов, кораллов, медуз. Г. Поспелов ссылается на эту книгу, но упрекает Геккеля в том, что он «не разработал достаточно дифференцированных критериев оценки. Все это очень затрудняет решение вопроса» 5. Вопреки критериям Г. Поспелова, Геккель, как на зло, показывает красоту самых низших организмов.

Те же оговорки и исключения мы находим и в характеристике красоты животного мира. Принцип соответствия красоты уровню эволюционного развития также не выдерживается. Используется термин «совершенного в несовершенном роде», благодаря которому некие более или менее «низшие» животные становятся «по-своему» красивыми, а некоторые высшие – некрасивыми.

Например, приматы по своему развитию выше крупных хищников (льва, тигра), однако Г. Поспелов отдает последним эстетическое предпочтение. Казалось бы, если подходить к делу с точки зрения ботаники и зоологии, – надо исходить из объективной закономерности жизни природы, а не из оговорок, сообразующихся с нашей оценкой ее в определенном плане, как это делает Г. Поспелов.

  1. См. А. Мясников, О природе эстетического, «Вопросы литературы», 1996, N 12.[]
  2. «Современная книга по эстетике», Изд. иностранной литературы, М. 1957, стр. 266, 261.[]
  3. Н. Г. Чернышевский, Полн. собр. соч., т. II, Гослитиздат, М. 1949, стр. 115.[]
  4. []
  5. Там же, стр. 99.[][]
  6. Там же, стр. 100, 102.[]

Цитировать

Буров, А. О природе объективности красоты / А. Буров // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 102-114
Копировать