№3, 1969/На темы современности

Живая и мертвая жизнь стиха

В дискуссиях о поэзии последнего времени все чаще слышна озабоченность обильным потоком серой поэзии, который наводняет нашу литературу. Эта тревога естественна, и ее можно понять.

С другой стороны, не приковывает ли она подчас наше внимание к мнимым ценностям искусства, уводя его, таким образом, от ценностей действительных, от серьезных трудностей настоящего искусства?

Так, многие критики отмечают существенный недостаток современной поэзии – отвлеченное философствование. Но из-за того, что они в большинстве случаев имеют дело с низкопробным материалом, создается ложное впечатление, будто названный порок – достояние лишь ремесленников от поэзии, порок, легко устранимый при наличии таланта.

На самом деле это не так, и не надо далеко ходить за примерами. Мы знаем, как мучился Владимир Луговской, как, пытаясь осмыслить свой опыт в области философской поэзии и критически относясь к нему, уже два года спустя после создания «Жизни», он скажет на Первом Всесоюзном съезде советских писателей: «Я сам стремился в последний год к поэзии философской и поэтому горько и подлинно знаю цену поэзии рассуждательной. Философия в поэзии разумеет совокупность личного и общего опыта, соединенных в целую и завершенную систему образов, а рассуждательство – лишь логическая операция над известным материалом».

Нам открывается по мере выхода новых работ о Заболоцком, какое трудное «сражение природы, зрения и науки» происходило в душе этого талантливого художника и как часто исход борьбы был гаков, что в его поэзии оставались «только знаки домов, растений и собак».

Наконец, на наших глазах отчаянно пытается – правда, не всегда органично – повысить зрелищность своих стихов Евгений Винокуров (одна из последних его книг так и называется – «Зрелища»). Можно утверждать, что поиски на путях философской поэзии обходятся сегодня художнику нелегко, и тому, кроме субъективных помех, есть свои объективные причины. Одну из них, на мой взгляд, следует искать во взаимоотношениях художника с действительностью.

Я хочу поддержать Ю. Суровцева, когда он говорит, что сегодня очень многие теоретические проблемы на самом деле являются остропрактическими и остроактуальными. Такой является проблема «поэзия и действительность». Когда я говорю «поэзия и действительность», то имею в виду действительность как философскую категорию, как большое, сложное и глубокое понятие.

В XX веке произошли удивительные вещи. «Открытия, сделанные за последний век, принесли своими перспективами единения новый и решающий порыв нашему чувству мира, нашему чувству Земли и нашему чувству человека. Этим объясняется взрыв современного пантеизма», – пишет известный философ Тейяр де Шарден в своей книге «Феномен человека». В силу этого можно представить себе, как осложнились и углубились взаимоотношения художника с действительностью. С одной стороны, для того чтобы понять, как усложнилась реальность, он вынужден сначала разъять ее на части, анализировать, рискуя утратить ощущение целостности и порой утрачивая его. С другой стороны, пытаясь синтезировать действительность, художник берет для своей постройки «обломки прошлого», «колоссальные начатки старой культуры» (Луговской), мифы, предания и порой не замечает, что работает уже не с первичным, а со вторичным материалом.

Такая потеря живого чувства действительности – когда поэт ощущает ее не в прямом прикосновении, а как бы через своеобразную синтетическую прокладку – свойственна сегодня многим, в том числе и талантливым авторам. Я специально остановлюсь на цикле стихов Леонида Мартынова в «Звезде» (N 1), хотя о нем уже много говорил В. Дементьев.

О Мартынове пишут часто. Это действительно своеобразный поэт. Но обычно его своеобразие пытаются уловить с помощью довольно общих рассуждений об условности, символике, философских перевоплощениях. Между тем сам характер его взаимоотношений с реальностью, включающий в себя ту же символику и условность, обычно стыдливо обходится молчанием. У Мартынова нередко сосуществует рядом один и тот же материал, взятый разными методами. Вот, к примеру, два стихотворения из этой подборки: «Возрожденье» и «Стог». По сути своей они об одном и том же – о внутреннем возрождении человека, которое совершается под пеплом после ночного пожара жизни. В стихотворении «Возрожденье» автор преподнес нам эту философскую мысль, украсив ее изречениями из античности, блеском мифа, но она осталась все равно отвлеченной, мертвой, не согретой личным, индивидуальным опытом.

Цитировать

Ростовцева, И. Живая и мертвая жизнь стиха / И. Ростовцева // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 66-70
Копировать