№3, 1964/Литературная жизнь

Литературная жизнь

ПИСАТЕЛИ ЗА РАБОТОЙ

 

Василий АКСЁНОВ

Июль прошлого года я провел в деревне Рязанской области. Впечатлений очень много. Хочу написать об этом. Собираюсь закончить сатирическую пьесу для театра «Современник». А потом, как говорится, «бог даст день, бог даст пищу». Наверно, буду писать рассказы.

Ираклий АНДРОННИКОВ

В этом году я надеюсь видеть читателей на просмотре кинокартины, в которой я снимался на Мосфильме. Это рассказ об устных рассказах, созданных мной, в которых фигурируют в моем изображении М. Горький, А. Толстой, В. Яхонтов, А. Остужев, С. Маршак, И. Соллертинский, В. Качалов, В. Шкловский, Е. Тарле, П. Павленко и др. Буду активно участвовать в проведении 150-летнего юбилея Лермонтова – участвовать в издании его сочинений, писать о нем.

Алексей КАПЛЕР

«Ласточкино гнездо» – так называется недавно законченная мною пьеса. Это комедия с некоторой «горчинкой», рассказ о женщине, которая была в дни войны «ласточкой» – легонькой, веселой девочкой, санинструктором, всеми любимой помощницей фронтовиков.

Право первой постановки пьесы предоставлено Ленинградскому академическому театру драмы имени Пушкина.

В будущем году мне предстоит заняться большой работой над сценарием о партийной школе в Лонжюмо.

Парижский период эмиграции В. И. Ленина – одна из самых увлекательных страниц истории партии, а школа в Лонжюмо – наиболее яркое событие этого периода.

Молодые рабочие, которых отправляли оставшиеся неразгромленными партийные организации на учебу к Ленину, молодой Серго Орджоникидзе… Два провокатора среди учеников…

Лучшие лекторские силы партии, собранные Владимиром Ильичем для того, чтобы подготовить революционеров-большевиков, – Луначарский, Инесса Арманд; Надежда Константиновна, передающая молодым рабочим свой великий опыт конспирации, тайнописи…

Каждое утро начинается с ленинских лекций. Прогулки с Ильичем, поездки на Сену – неповторимая атмосфера жизни и учебы молодых большевиков во Франции, рядом с Ильичем.

Я возвращаюсь к работе над ленинской темой, и мне видится это как прямое продолжение работы, которая началась сценариями «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году».

Булат ОКУДЖАВА

Говорить можно о том, что уже в работе. Пишу повесть. Не о войне. Пока могу сказать, что главный герой – любитель фотографирования.

Пристрастился к кино. Давно мечтал написать о декабристах. Теперь, кажется, удается.

Стихи – всегда, постоянно.

Может быть, что-то, пока неизвестное мне, заставит меня отказаться от всего другого, от начатого. Бывает и так.

Во всяком случае, настроение у меня хорошее и работается весьма хорошо.

Евгений РЯБЧИКОВ

В прошлом, 1963 году была завершена большая работа над научно-документальным фильмом «Звездный путь» – о героях-звездолетчиках Валерии Быковском и первой в мире женщине-космонавте Валентине Николаевой-Терешковой.

В Центральном доме литераторов состоялась премьера этого фильма. Я был тронут дружескими высказываниями прозаиков, поэтов и критиков, видевших и предыдущие космические фильмы: «Первый рейс к звездам» – о Юрии Гагарине, «Снова к звездам» – о Германе Титове и «Звездные братья» – об Андрияне Николаеве и Павле Поповиче. Они отмечали, что созданная космическая киноэпопея, по их мнению, значительна прежде всего тем, что в ней средствами научного и документального кино создан художественный образ героя. Мне, как автору сценариев этих фильмов, режиссеру Д. Боголепову и операторам Д. Гасюку, И. Касаткину, В. Афанасьеву, В. Суворову, М. Бесчетневу именно так хотелось решить сверхзадачу, говоря словами Станиславского, – вылепить характер, создать неповторимый образ молодого героя эпохи развернутого строительства коммунизма.

Эту же цель мы ставим перед собой сейчас в большом научно-документальном фильме «Игорь Васильевич Курчатов». Работая над сценарием, я ищу, собираю те реальные черты характера великого ученого, те запечатленные на пленке события, те исторические документы и свидетельства, которые позволяют создать художественный образ ученого-коммуниста, новатора, организатора, пламенного патриота Родины.

Нужно ли говорить, насколько проще все это решалось бы в художественном, игровом кинематографе и как это сложно и трудно в документальной ленте.

В выборе подобной «сверхзадачи» и в решении ее большую роль сыграла литература. Я сначала написал большой очерк об Игоре Васильевиче Курчатове – он был опубликован в «Правде» – и уже после этого начал трудиться над сценарием. Работа над образом выдающегося физика в литературе определила и художественное решение будущего фильма.

Кинематограф в свою очередь натолкнул меня на темы очерков и рассказов о героях, неизвестных читателю, о тех, кто, рискуя подчас жизнью, ведет съемки на земле, в небесах и на море. То, что я увидел своими глазами во время съемок на космических и атомных объектах, – потрясающе.

Особое место в плане 1964 года занимает книга «Герой – всегда герой» – очерки и рассказы о неизвестных героях. Попытаюсь закончить роман-репортаж «Барьер отважных» – о первом плавании в Антарктиду и повесть «Седой порог» – о подвиге геологов и гидрологов на Енисее.

Боки РАХИМ-ЗАДЕ

г. Душанбе

В 1963 году в издательстве «Советский писатель» издан – впервые на русском языке – мой сборник «Зеленый лист». Это стихи о дружбе, о мире. Я рад, что русская критика благосклонно встретила эту книгу, но главные судьи поэта – читатели, я с волнением жду их слова. В Душанбе недавно вышел сборник «Крылья». В него включены мои стихи, написанные за последние три года.

Мне кажется, общий подъем, который мы наблюдаем сейчас в литературе, связан с тем, что писатели стали гораздо внимательнее к самой действительности, к человеку. Народная жизнь, осмысление ее с точки зрения движения истории, современности – вот вечный источник новаторства. Поэзия освобождается от риторичности, отвлеченности, от общих фраз и заранее данных решений. Ока стала гораздо конкретнее. В стихи вошел реальный, а не условный образ нашего современника, личность самого поэта раскрывается глубже, безбоязненнее – и такая «конкретность» отнюдь не противоречит обобщенности, философичности.

Утверждая новое, неустанно обновляя язык искусства, поэты, особенно молодые наши поэты, должны отчетливо сознавать, что для подлинных открытий необходимо знать не только достижения современной советской и мировой поэзии, но и весь предшествующий ее путь, в том числе великие достижения ирано-таджикской классики. К сожалению, до сих пор имеет хождение вульгаризаторский взгляд на классическую восточную традицию как на нечто якобы устаревшее, мешающее утверждению нового и чуть ли не способствующее процветанию эпигонов. Эпигоны всегда были и будут. Им законы не писаны, но само собой разумеется, что классики не могут нести за них никакой ответственности.

Надо понять сущность классической традиции, которая как бы конденсирует многовековой художественный опыт народа. Фархад и Ширин, Лейли и Меджнун, Рустам – эти образы волновали многие поколения и еще долго будут вдохновлять и читателей и поэтов. В каждой строке Хафиза при каждом чтении находишь что-то новое, перед тобой раскрывается не только сокровищница поэзии, но и мудрость, философия мира. В своем поэтическом творчестве я стремлюсь не отрываться от этих живительных источников – народной поэзии и классических традиций.

Содружество, взаимодействие разных видов искусств очень важно, оно активно проявляет себя и у нас в Таджикистане. Драматургия, театр – новые для нас виды искусства. Они возникли только после Октября. И обогащение новыми жанрами продолжается. Недавно драматург и режиссер Шамси Киямов закончил комедию «Есть в Душанбе одна девушка», посвященную жизни и труду современной молодежи. Музыку для этой комедии написал композитор З. Шахиди, а же – текст песен. Так появился еще один новый для Таджикистана жанр – оперетта.

Мне очень хочется самому написать пьесу – об организации колхозов в отдаленных горных районах. Жизненный материал очень своеобразен, интересен. Конфликт нового и старого проявлялся там особенно драматично.

Начал работать над циклом рассказов «Воспоминания Соки» – о детстве, о годах молодости. Это будут юмористические и даже сатирические рассказы: они направлены против религиозных предрассудков, против пережитков старины, против феодально-байского отношения к женщине.

В моих творческих планах немалое место занимают переводы – считаю их очень увлекательной и важной частью своей работы. Я переводил стихи Н. Тихонова, А. Суркова, П. Бровки, Зульфйи, С. Мауленова и других поэтов. Недавно в моих переводах вышел сборник стихов Платона Воронько. Все это служит не только пропаганде достижений литератур народов СССР, но и способствует обогащению и росту Моего собственного творчества.

И, наконец, мне хотелось бы сказать о большой помощи, которую оказывают нам русские писатели. Как много сделали для пропаганды таджикской поэзии переводчики С. Липкий и В. Державин!

Совсем недавно на обсуждении проблем развития современной таджикской прозы на пленуме Союза писателей Таджикистана выступала М. Шагинян, которая глубоко проанализировала роман Джалола Икрами «Дочь огня» и произведения молодого талантливого писателя Ф. Мухаммадиева. Высоко оценила М. Шагинян также очерковую повесть начинающего русского писателя А. Черешнева о строителях Нурекской ГЭС.

Мы очень благодарны А. Борщаговскому, который руководил у нас семинаром молодых прозаиков и провел большую и тщательную работу, подробно разбирая произведения Ф. Мухаммадиева, Ю. Акобирова, Б. Ортыкова.

Такие формы делового сотрудничества, конкретной помощи очень плодотворны, их надо всячески развивать и впредь.

Лев СЛАВИН

Основная моя работа переходящая на этот год, – сценарий для киностудии «Ленфильм» о вторжении войск Антанты в Одессу в 1918 году. Буду продолжать работу над сборником рассказов о современности.

 

СОЮЗ ЛИТЕРАТУРЫ И КИНО

Как писатели работают на «Мосфильме»? С таким вопросом корреспондент нашего журнала обратился к генеральному директору студии В. Сурину.

В настоящее время, сказал В. Сурин, можно говорить о крепнущем творческом сотрудничестве кинематографистов и писателей.

Большое значение для развития советского кино, как и для всей нашей культуры, имели встречи руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства, которые состоялись в декабре 1962 и марте 1963 года, а также решения прошлогоднего июньского Пленума ЦК КПСС. Эти встречи и речь Н. С. Хрущева сыграли особую роль в развитии нашего искусства в период развернутого строительства коммунизма, подняли на новую высоту уровень идейной жизни, создали благотворную атмосферу для работы нашей художественной интеллигенции, в том числе и кинематографистов.

Состоявшееся в январе этого года обсуждение работы студии «Мосфильм» на очередном заседании Идеологической комиссии при ЦК КПСС показало, как обогатили нашу деятельность те мысли и идеи, которые прозвучали на этих встречах, отметило то новое, что характерно для последних работ кинематографистов, – идейную убежденность, гражданский пафос, создание образа настоящего героя – нашего современника, жизнеутверждающую правду.

В кино произошли большие перемены – решительно определился поворот к теме современности, к большим, коренным проблемам нашей жизни, повысилось качество фильмов, выросло актерское мастерство. Над решением этих вопросов работали и сами деятели кино. Можно говорить о взаимном стремлении кинематографистов и литераторов найти возможности, почву для наиболее плодотворного творческого сотрудничества.

Развитие кинематографа никогда не было возможно без взаимодействия с большой литературой. В этом убеждает нас вся история мирового кино – почти все значительные явления художественной литературы получили вторую жизнь на экране.

Но сейчас изменился сам характер взаимосвязи кино и литературы. Кино стремится ставить те же философские, социальные, эстетические проблемы, что и литература; его привлекает в первую очередь та смелость и острота, с которой литература ставит коренные вопросы современности.

Именно сотрудничество с теми писателями, которые также озабочены этими проблемами, дало самые положительные результаты. Доказательством могут служить такие фильмы, как «Тишина» (по роману Ю. Бондарева), получившая высокую оценку советской общественности, «Живые и мертвые» (по роману К. Симонова); «Я шагаю по Москве» (сценарий Г. Шпаликова); интересным, по-настоящему смелым и проблемным обещает быть «Трудный путь» (сценарий Ю. Нагибина), повествующий о работе коммуниста, инвалида Отечественной войны, на посту председателя колхоза.

Совместная работа деятелей кино и литературы на основе настоящей заинтересованности в раскрытии современной действительности, ее острых и сложных явлений позволила по-иному подойти и к художественной специфике кино – найти новые, подчас неожиданные пути эстетического познания мира, передачи характера человека, его психологии.

Этот союз писателей и кинематографистов, который мы стремимся осуществить на студии, закреплен и организационно. На «Мосфильме» работают шесть творческих объединений, одно из которых, шестое, – писательское (оно так и названо «Творческое объединение писателей и киноработников»). Год назад при объединениях решением ЦК КПСС были созданы сценарные редколлегии, а при главной редакции студии – художественный совет, куда вошли многие писатели и критики. Таким образом, теперь на «Мосфильм» литераторы пришли не только как сценаристы, но как редакторы, члены редколлегии и советов, то есть многие из них стали работать практически. Их участие в обсуждении планов студии, фильмов, сценариев способствовало созданию настоящей творческой атмосферы, повысило наши критерии, требовательность к выпускаемым картинам. Особенно это характерно для писательского объединения.

На работе этого объединения стоит остановиться подробнее, как наиболее интересном для журнала «Вопросы литературы».

Творческое объединение писателей и киноработников было создано в 1961 году по просьбе группы писателей и киноработников. Вначале это был лишь эксперимент, теперь полностью себя оправдавший. Цель этого объединения заключается в создании новой формы творческого содружества писателей и деятелей киноискусства, где писатель был бы активным участником творческого коллектива съемочной группы, осуществляющей постановку художественного фильма.

Создание картин, посвященных значительным темам современности, непосредственное участие писателей в составлении тематического плана объединения, с разнообразным по жанру репертуаром, помощь республиканским киностудиям в подготовке сценариев и в работе над фильмами и т. д. являются основными творческими принципами работы объединения. Его задача ликвидировать то положение, при котором роль писателя в создании фильма заканчивалась при сдаче сценария.

Коллектив объединения стремится к тому, чтобы совместная работа писателя и режиссера начиналась уже с замысла будущего фильма, ибо это в значительной мере является залогом его высокого идейно-художественного качества. В его производственном плане 1964 – 1966 годов есть уже ряд сценариев, которые задумывались совместно: «Закон» (автор сценария – Л. Зорин; постановка А. Алова и В. Наумова) – рассказ о борьбе партии за укрепление социалистической законности; сценарий «Три времени года» (авторы сценария – Ю. Полухин, Л. Сааков, Н. Фигуровский) посвящен передовым людям, строителям электростанций в Сибири; сценарий А. Алова и В. Наумова – о студентах-строителях на целинных землях. Работа над этим сценарием будет осуществляться в контакте с ЦК ВЛКСМ и центральным штабом студенческих строительных отрядов.

В 1964 – 1965 годах объединение будет работать над постановкой двух фильмов на историко-партийную тему: «26 бакинских комиссаров» (авторы сценария – И. Гусейнов, В. Максимов и А. Ибрагимов; постановщик – А. Ибрагимов) и «Поезд в завтрашний день» (авторы сценария – А. Борщаговский и В. Сутырин; постановщик – Э. Барнет) – рассказ о деятельности Ленина в тот момент, когда было решено сделать Москву столицей молодого Советского государства.

В поисках новых форм работы, которые могут способствовать появлению интересных кинопроизведений, объединение первым начало практиковать командировки творческих бригад в составе писателя и режиссера на крупные новостройки страны. Уже ездили писатель Ю. Полухин и режиссер Л. Сааков, сценарист С. Цанев и режиссер Ю. Карасик.

Другой формой работы объединения является создание фильмов совместно с театром-студией «Современник». В настоящее время подготавливается сценарий «Строится мост» (авторы Н. Мельников и О. Ефремов). Фильм будет ставить О. Ефремов. Сниматься в нем должны актеры «Современника».

Непосредственное общение писателей с режиссерами, актерами, операторами взаимно обогащает и тех и других, дает возможность серьезно ставить и решать многие вопросы, важные для современного состояния кино.

Трудно перечислить всех, кто сотрудничает сейчас на «Мосфильме», но следует назвать Л. Леонова, К. Симонова, Г. Серебрякову, Ю. Бондарева, Г. Бакланова, А. Борщаговского, И. Меггера, Н. Атарова, В. Кожевникова, Е. Мальцева, Ю. Трифонова, А. Чаковского, Ю. Нагибина, В. Конецкого, Л. Зорина и др.

Над чем практически будут работать объединения в этом году? В настоящее время впервые за много лет мы имеем возможность работать ритмично. Идет разработка режиссерских сценариев в съемочных группах фильмов: «Карл Маркс» (авторы сценария – Г. Серебрякова и Г. Рошаль, режиссер – Г. Рошаль), «Ленин в Польше» (автор сценария – Е. Габрилович, режиссер – С. Юткевич); производятся съемки фильмов «Большая руда» (автор сценария – Г. Владимов, режиссер – В. Ордынский) – съемочная группа недавно вернулась из экспедиции, заканчивается работа над фильмом «Пядь земли» (автор сценария – Г. Бакланов, режиссеры – А. Смирнов и Б. Яшин). В подготовительный период вступили картины «Мухтар» (автор сценария – И. Меттер, режиссер – С. Туманов), «До свидания, мальчики» (автор сценария – Б. Балтер, режиссер – М. Калик) и др.

Хотелось бы отметить жанровое многообразие работ студии: здесь и кинофильм «Хоккеисты» (автор сценария – Ю. Трифонов, режиссер – Р. Гольдин; фильм ставится под художественным руководством В. Басова); комедия К. Минца «Спящий лев» (режиссер А. Файнциммер) и другие.

Просматривая сценарный план будущего года, следует назвать вторую серию «Русского леса» и «Бегство мистера Мак-Кинли» Л. Леонова, «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Директор завода» Ю. Нагибина, «Сын коммуниста» Е. Габриловича, «Большой старт» А. Аграновского, «Двадцать лет спустя» М. Светлова, «Время, вперед!» В. Катаева «Они не пройдут!» А. Рекемчука.

Уже эти, безусловно, интересные планы наталкивают на некоторые выводы, позволяющие предъявить писателям определенные претензии. Слишком мало еще самостоятельных, оригинальных сценариев, большое число картин является экранизацией ранее написанных и опубликованных романов и повестей. Писатели редко выступают непосредственно как кинодраматурги, пишущие специально для кинематографа. Отряд кинодраматургов (Е. Габрилович, Д. Храбровицкий, В. Ежов, И. Ольшанский и др.) пополняется медленно.

Больше всего беспокоит отсутствие у некоторых писателей стремления именно посредством кино впервые обратиться к современникам с волнующими их вопросами, сказать впервые свое слово с экрана. А от этого зависит способность кино быстро откликнуться на новое в жизни. Не всегда мы бываем удовлетворены и качеством литературных сценариев – все еще недостаточно произведений, посвященных крупнейшим событиям нашей героической эпохи, глубоко раскрывающих характер нашего современника.

Конечно, не все еще гладко и благополучно в работе творческих объединений. Бывает так, что сценаристы зависят от режиссера и вынуждены передавать свои работы в другие объединения. Но что отрадно отметить, так это рождающееся постоянное содружество писателя и режиссера. Так сотрудничают К. Симонов и А. Столпер, Е. Габрилович и Ю. Райзман, Ю. Нагибин и А. Салтыков, Ю. Бондарев и В. Басов, Г. Березко и Е. Дзиган.

Нет еще настоящей творческой» связи между объединениями, писатели «болеют» только за свой коллектив. Но все это болезни роста. Сделано самое главное – кино вплотную подошло к решению проблем современности, союз с литературой прочно заключен.

 

К 150-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н. И. ОГАРЕВА

Литературная и научная общественность страны широко отметила 150-летие со дня рождения выдающегося русского революционного демократа, талантливого поэта и публициста, одного из создателей вольной русской прессы за границей Николая Платоновича Огарева.

3 декабря Институт мировой литературы имени А. М. Горького совместно с Институтом истории и Институтом философии Академии наук СССР провел юбилейную научную сессию. Сессия открылась вступительным словом члена-корреспондента АН СССР Д. Благого; с докладом «Мировоззрение Огарева и современность» выступил член-корреспондент АН СССР М. Иовчук. Е. Рудницкая прочитала доклад на тему «Огарев в русском освободительном движении», доклад Н. Гайденкова был посвящен новаторству Огарева-поэта.

6 декабря в Центральном доме литераторов состоялся торжественный вечер, организованный Союзом писателей СССР, Отделением литературы и языка АН СССР и Советским комитетом защиты мира. Председательствовал С. Щипачев; на вечере выступили писатели и литературоведы Д. Благой, С.

Цитировать

От редакции Литературная жизнь / От редакции // Вопросы литературы. - 1964 - №3. - C. 240-248
Копировать