№2, 1957/Обзоры и рецензии

О герое прогрессивной литературы Франции

В последнее время значительно возросло внимание нашей критики к современной литературной жизни зарубежных стран. Расширился круг явлений иностранной поэзии и прозы, входящих в поле зрения читателей и исследователей. В ряде статей можно проследить весьма плодотворный поворот критики от публицистических обзоров к серьезному, конкретному анализу художественных произведений.

Книга Б. Песиса «О герое прогрессивной литературы Франции» 1 по своей теме и общей направленности непосредственно примыкает к предшествующей работе того же автора «Французская прогрессивная литература в борьбе за мир и демократию», вышедшей в 1952 году. Б. Песис давно и успешно работает в избранной им области. Обе его книги написаны горячо и взволнованно, с искренней любовью к передовой культуре Франции. Обе они взаимосвязаны отчасти и по материалу – автор и там и здесь уделяет много места разбору творчества Л. Арагона и А. Стиля. В новой работе привлечен вместе с тем и свежий материал: Б. Песис анализирует здесь произведения Роже Вайяна, Жоржа Маньяна, Пьера Гаскара. Однако решающее отличие второй книги от первой – не в освещении новых литературных фактов, а в самом подходе к изучаемым писателям. В предыдущей книге автор стремился прежде всего показать участие передовых писателей Франции в общественной борьбе наших дней, истолковать социальное содержание их произведений. В новой своей работе, отнюдь не уступающей первой по силе своего идейно-политического пафоса, Б. Песис показывает, как прогрессивные стремления современности выражаются французскими писателями на языке образов. Он хочет раскрыть не только идейное, но и эстетическое богатство передовой французской литературы. В этом – прежде всего – ценность и актуальность его работы.

Судьба реализма в литературе современной Франции – такова в сущности главная внутренняя тема всей книги. Мы видим, какие большие ощутимые творческие успехи достигнуты французскими писателями на путях социалистического реализма: это явствует из разбора романов Арагона, Стиля, Вайяна. Книга Б. Песиса свидетельствует и о другом. Писатели-некоммунисты, честно всматривающиеся в действительность, под влиянием самой действительности, а вместе с тем логикою внутреннего художественного развития преодолевают влияния декаданса, тяготеют к целеустремленному реалистическому творчеству: их произведения не только противостоят пессимистической, «черной» литературе декадентов, но и выходят во многом за пределы старой традиции критического реализма, обнаруживают новаторские черты, роднящие этих писателей с литераторами революционного лагеря. Такой вывод ясно следует из анализа творческого пути Пьера Гаскара, а затем – повести Жоржа Маньяна «Там, где трава не растет».

Книга Б. Песиса представляется особенно своевременной в свете той идейно-литературной борьбы, которая развернулась ныне за рубежом. Книга дает ответ на многие аргументы, выдвигаемые противниками социалистического реализма, – а противники эти, как известно, очень оживились в разных странах.

Враги передовой литературы любят укорять ее в бедности, психологической однолинейности. Есть и в демократических странах – Польше, Югославии, ГДР – критики, которые считают, что писателям социалистического реализма не мешало бы поучиться у мэтров декадентского психологизма – Джойса или Кафки. Книга Б. Песиса помогает убедиться в ложности подобного рода взглядов.

Песис отчетливо показывает, что метод социалистического реализма раскрывает перед писателями новые пути углубленного познания человека и что на основе этого метода можно решать психологические задачи, недоступные литературе прошлого, а тем более – недоступные буржуазным писателям нашего века. Даже классики литературы XIX столетия, напоминает критик, не могли глубоко проникнуть в душу лучших людей трудовой, народной Франции; «…критерий революционного развития действительности осветил происхождение «белых пятен» в психологическом анализе даже Флобера, даже Мопассана» (стр. 77). В суждениях ведущих французских прозаиков о Парижской коммуне «отразилась неспособность даже тончайших «душевидцев» постичь внутренний мир парижан, штурмующих небо» (там же). Образ, передового героя-борца, чистого сердцем, устремленного в будущее, способного на подвиг, является завоеванием прогрессивной литературы, вдохновляемой революционными идеями нашего столетия. Современная буржуазная литература подчас умеет тонко, с большой виртуозностью передать болезненно-изощренные чувства людей надломленных, ущербных, – но внутренний мир полноценной, активной личности недоступен ей. «Для изображения «живых, которые борются», декадентский психологизм, с его вульгарным представлением о человеческой природе, ни в какой мере не пригоден» (стр. 109). Вульгарным представлением – это очень хорошо сказано. Писатели декаданса, при всей своей показной утонченности, в сущности упрощают и огрубляют образ человека в искусстве.

Именно художники, одушевленные высокими социальными идеалами наших дней, способны постичь нравственно здоровый характер, показать трудящегося и мыслящего человека современности не только в деянии, но и во всей полноте его переживаний, общественных и личных. Б. Песис убедительно подтверждает это, анализируя «Коммунистов» Арагона.

Проблема положительного героя в литературе социалистического реализма отнюдь не сводится Б.

  1. Б. Песис, О герое прогрессивной литературы Франции, «Советский писатель», М. 1956, стр. 182.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1957

Цитировать

Мотылева, Т. О герое прогрессивной литературы Франции / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1957 - №2. - C. 229-233
Копировать