№1, 1965/На темы современности

Нравственная позиция художника

Сегодня, пожалуй, не назовешь ни одного значительного произведения, в котором бы в прямой или скрытой форме не нашел выражения самый важный процесс наших дней, процесс восстановления ленинских норм, ленинских понятий, процесс укрепления подлинно коммунистической нравственности.

Литература принимает самое активное участие в преодолении последствий культа личности. В разных формах в литературе ощущается реакция на то, что было пережито в прошлые годы. Она, эта реакция, выражается и в повышенном внимании к нравственным проблемам. Она выражается и в произведениях, непосредственно посвященных культу личности Сталина, формам его проявления в нашей жизни – например, в очень талантливой повести Ю. Домбровского «Хранитель древностей» («Новый мир»).

В 1964 году мы отметили 60-летие Николая Островского. Но не только в связи с этой датой возникает вопрос: есть ли у нас сегодня такой герой в литературе? Ведь роман «Как закалялась сталь» сохраняет то нравственное обаяние, которого не хватает многим произведениям. Секрет успеха этой книги, по-моему, заключается в позиции писателя, в слитности его личности гражданина и художника с народом.

Но создать сегодня в литературе образ героической личности- не значит повторить Корчагина. Искусство вообще не терпит повторений. И для создания такого образа сейчас чрезвычайно важна непосредственная постановка нравственных проблем. Под этим углом зрения рассматривается то, что было пережито. И показания этого инструмента – что хорошо и что плохо – как бы переносятся на само произведение.

В этой связи мне вспоминается одно выступление П. Пазолини на встрече советских и итальянских писателей в Риме в 1961 году. П. Пазолини говорил примерно следующее: возьмем В. Аксенова, Е. Евтушенко, Г. Чухрая; роман В.

Цитировать

Зелинский, К. Нравственная позиция художника / К. Зелинский // Вопросы литературы. - 1965 - №1. - C. 66-68
Копировать