№10, 1958/Обзоры и рецензии

Новая работа о творчестве А. Корнейчука

В. А. Гебель, А. Е. Корнейчук. Очерк драматургического творчества, Изд. АН СССР, М. 1957, 156 стр.

Посвященная драматургическому творчеству А. Корнейчука, книжка В. Гебель выпущена Издательством АН СССР в научно-популярной серии. Это в известной мере определяет требования, которые читатель вправе предъявлять автору: дело идет не об «академической» работе с соответствующим научным аппаратом, а прежде всего о доступном широким массам изложении материала, рисующего творческий путь одного из выдающихся и любимых народом советских драматургов.

В нашем советском литературоведении задача популяризации отнюдь не сводится к простому повторению сказанного другими авторами, к скучной передаче фактов и уже установившихся оценок. Свежая, самостоятельная мысль, смелые сопоставления и сближения, отстаивание своей точки зрения – пусть и расходящейся с общепринятыми мнениями, – все это не только не противоречит целям популяризации, но, наоборот, будит в читателе активный интерес, заставляет и его по-своему воспринять и продумать анализируемый художественный материал, оценить творчество писателя.

Очевидно, именно так понимает свои задачи В. Гебель. Использовав все то ценное, что можно найти в книгах и многочисленных статьях о творчестве Корнейчука, она тщательно прослеживает творческую биографию этого драматурга, не обходя и важнейших фактов, касающихся сценической судьбы его пьес. Вместе с тем автор очерка во многом значительно дополняет сведения, которыми оперируют ее предшественники, писавшие о творческом пути Корнейчука (Е. Горбунова, М. Пархоменко и др.), по-своему освещает некоторые его произведения, привлекает новые материалы и, главное, стремится восполнить существенные пробелы предыдущих исследований в анализе мастерства писателя, в характеристике национального своеобразия его стиля, в установлении связей с классическими традициями и т. д. Если не все удалось автору на этом пути, то следует признать ценной уже самую попытку расширить сферу наблюдений, выйти за рамки идейно-тематического «разбора» отдельных произведений, которым, к сожалению, до сих пор еще часто подменяется эстетический анализ.

Творчество украинского драматурга А. Корнейчука, занявшее столь значительное место в литературной и театральной жизни всего Советского Союза, является одной из ярчайших иллюстраций расцвета и подъема национальных культур в нашей Стране. Большое значение приобретает проблема взаимосвязей, существующих между творчеством украинского писателя и общим литературным процессом.

Как и Е. Горбунова в своей монографии о Корнейчуке, В. Гебель идет правильным путем в освещении этого вопроса. Не о прямых влияниях или – того меньше – о подражаниях приходится говорить, сопоставляя произведения Корнейчука с русской советской литературой, а о глубокой идейно-творческой общности в художественном решении кардинальных проблем литературы социалистического реализма.

Убедительно показывает, например, В. Гебель, как в советской прозе и драматургии 20-х – начала 30-х годов утверждалось новое, рожденное революционной действительностью понимание героического и трагического, как раскрывали А. Серафимович и Вс. Иванов, Н. Островский и Вс. Вишневский те «внутренние источники в советском человеке, которые помогают преодолению трагических коллизий» (стр. 17- 18). И если творческое освоение опыта русской советской литературы помогло украинскому писателю Корнейчуку в создании замечательной оптимистической трагедии «Гибель эскадры», то это произведение, в свою очередь, обогатило всю советскую драматургию, стало неотъемлемым ее достоянием.

Подобные параллели проводятся автором и по поводу таких пьес Корнейчука, как «Платон Кречет» (стр. 33 – 35), «В степях Украины» (стр. 77) и др. Мы видим тут, как Корнейчук вместе с другими советскими драматургами решал те или иные задачи, выдвинутые жизнью, и эти сопоставления помогают нам понять своеобразие его творчества, убедительно раскрывают его новаторство, его чуткость к новому в реальной действительности, его смелость в художественных решениях проблемы.

Жаль, однако, что творчество Корнейчука позднейших периодов – военного и послевоенного – рассматривается в очерке уже вне такой органической связи с проблематикой, волновавшей всю советскую драматургию.

В. Гебель отмечает недочеты отдельных пьес Корнейчука, написанных в послевоенные годы:

Цитировать

Старинкевич, Е. Новая работа о творчестве А. Корнейчука / Е. Старинкевич // Вопросы литературы. - 1958 - №10. - C. 221-224
Копировать