№10, 1958/Обзоры и рецензии

Мирза Фатали Ахундов

М. Рафили, М. Ф. Ахундов. Жизнь и творчество, Баку, 1957, 394 стр.

Мирза Фатали Ахундов – выдающийся азербайджанский мыслитель XIX века, философ-материалист, демократ-просветитель, первый реформатор арабского алфавита и видный общественный деятель – является и классиком азербайджанской литературы, родоначальником реалистической школы, зачинателем драматургии, первым литературным критиком.

Книга М. Рафили – первая значительная монография об Ахундове, плод долголетнего труда исследователя. Одним из несомненных ее достоинств является забота автора о воссоздании исторического фона. Жизнь и творчество Ахундова он рассматривает в тесной связи с его эпохой, обстоятельно характеризует экономические и социально-культурные факторы, формировавшие личность писателя.

Говоря о прогрессивном значении присоединения Азербайджана к России в экономической, политической и культурной жизни азербайджанского народа, автор особо подчеркивает влияние передовой русской общественно-политической мысли и литературы на развитие культуры и литературы в Азербайджане, на пробуждение политического и гражданского сознания прогрессивной интеллигенции.

Ярко освещены дружеские связи Ахундова с декабристами, участниками польского восстания 1830 года, с передовыми деятелями России и Закавказья – в частности, знакомство и дружба Ахундова с Бестужевым-Марлинским, Лада Заблоцким, Х. Абовяном, Г. Эристовым, М. Вазехом, А. Бакихановым, А. Полонским, Е. Вердеревским, И. Золотаревым, востоковедами Н. Ханыковым, А. Берже и другими прогрессивными деятелями, находившимися на Кавказе в 30- 40-х годах XIX века.

В книге анализируются все основные художественные, исторические, философские и литературно-критические произведения М. Ахундова.

Первым значительным произведением М. Ахундова является «Элегическая касыда на смерть Пушкина», появившаяся одновременно с лермонтовским «На смерть поэта». Молодой азербайджанский поэт клеймит презрением убийц Пушкина, которых он называет «разбойниками» и «злодеями».

Говоря о несомненной связи поэмы Ахундова с творчеством Пушкина, М. Рафили справедливо подчеркивает ее значение для развития азербайджанской литературы, отмечая ее новаторский характер. «Хотя Ахундов и здесь прибегал к цветистым метафорам, к традиционным поэтическим сравнениям, но композиция элегии, все ее образное построение, а самое главное – глубокая ее идейность и правдивость были совершенно новыми в азербайджанской литературе. Ахундов вложил в старый стих новое, богатое идейное содержание, выразил передовые идеи своей эпохи, свою любовь к новому, еще неизведанному, мало понятному ему – русскому миру» (стр. 86).

Анализируя произведения Ахундова-драматурга – «Молла Ибрагим-Халил, алхимик, обладатель философского камня» (1850), «Мусье Жордан, ботаник и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» (1850), «Везир Ленкоранского ханства» (1850), «Медведь, победитель разбойника» (1851), «Приключение скряги» (1852), «Правозаступники в городе Тавризе» (1855), – М. Рафили указывает, что Ахундов обогатил азербайджанскую литературу новым содержанием и новой художественной формой, подчеркивает огромное познавательное и воспитательное значение его замечательных комедий, правдиво и глубоко воспроизводящих быт и нравы, повседневную жизнь широких слоев народа, раскрывающих их духовный мир и психологию, поднимающих жгучие вопросы современности.

В основе каждой из комедий Ахундова лежит социально значимый и жизненный конфликт между зарождающейся передовой интеллигенцией и реакционными силами – защитниками феодального застоя и косности, между двумя укладами жизни, двумя мировоззрениями. Ахундов бесстрашно вскрывает пороки отсталого феодально-патриархального общества, резко выступает против средневековой идеологии и ее носителей – помещиков и духовенства, насаждавших религиозный фанатизм и суеверие; становится на защиту интересов народных масс, пропагандирует науку и просвещение.

«Комедийное творчество М. Ф. Ахундова явилось высшим достижением азербайджанского реализма XIX века. Основной тенденцией творчества Ахундова и его выступлений по вопросам литературы и театра была борьба за реалистическую, жизненно-правдивую драматургию, соответствующую национально-историческим условиям Азербайджана, критически отражающую нравы, обычаи, быт, образы реальной азербайджанской патриархально-феодальной действительности, несущую важную служебную социальную роль изменения и направления ее по пути прогресса и просвещения» (стр. 120).

Справедливы наблюдения М.

Цитировать

Мамедов, Н. Мирза Фатали Ахундов / Н. Мамедов, А. Багиров // Вопросы литературы. - 1958 - №10. - C. 233-236
Копировать