№12, 1969/Советское наследие

Нерасторжимое единство (О национальном и интернациональном в культуре)

Гений Ленина всеобъемлющ. Наиболее острые, животрепещущие вопросы современности разработаны в трудах Ленина о необычайной глубиной и проникновением в будущее.

В эпоху приближения всеочищающей бури социалистической революции, когда обострились классовые противоречия, когда произошло резкое размежевание классовых интересов внутри нации, национальный вопрос стал средоточием идейной борьбы, объектом ожесточенных, бескомпромиссных сражений.

С начала 900-х годов до последних дней своей жизни в статьях, выступлениях, письмах Ленин неоднократно обращался к национальному вопросу, теоретически обосновывая и практически разрабатывая национальную политику Коммунистической партии.

Чем был обусловлен постоянный, неослабевающий интерес Ленина к этой проблеме?

Национальный вопрос Ленин связывал с проблемами социальными, общественными, с характером классовых и политических взаимоотношений, сложившихся в буржуазном обществе. Во многих своих работах Ленин отстаивает ту мысль, что только подлинно демократическое устройство государства обеспечивает полное равноправие всех наций и языков, что, только свергнув капитализм, пролетариат создаст возможность ликвидации национального гнета, только социалистический союз трудящихся разных наций устранит всякую почву для национальной травли. В условиях классового общества, учил Ленин, нельзя защищать свою нацию от угнетения, не защищая одновременно от всякого угнетения все без исключения народы, не отстаивая полного равноправия всех национальностей.

В своих работах Владимир Ильич говорил о том, что самодержавие оставило в наследство громадную отчужденность народов, что в самодержавной России рабочие всех национальностей находились под таким экономическим и политическим гнетом, которого не было ни в одном другом государстве. Царскую Россию Ленин называл «тюрьмой народов». Для победы социалистической революции Ленин считал насущно необходимым объединение усилий рабочего класса всех национальностей, утверждение принципов пролетарского интернационализма, сближение рабочих разных национальностей, создание единых пролетарских организаций.

В период нового революционного подъема, в период резко обострившейся классовой борьбы, дабы «обуздать» приближающуюся бурю революции, поднимает голову вся реакционная нечисть. Начинается и кликушеский согласованный поход националистов против идей интернационализма. С демагогической шумихой и воинствующим кличем выступают, говоря словами Ленина, представители больного, бешеного национализма – бундовцы, сторонники «культурно-национальной автономии», ликвидаторы во главе с Троцким, лево-народнические партии и прочие их единомышленники, стремящиеся отравить сознание рабочих утонченной националистической пропагандой, сбить их с пути революционной борьбы. В подготовительных материалах к реферату «Империализм и право наций на самоопределение» Ленин сформулировал важный теоретический вывод: «Социал-шовинизм такой же неизбежный продукт империализма, как беспроволочный телеграф» 1.

Свою реакционную буржуазную сущность социал-шовинизм стремится замаскировать хитроумной спекуляцией на национальных чувствах людей. Националисты действуют ухищренно, прибегая к обману, к подтасовке фактов, жонглируя понятием национальной самобытности и национальных особенностей.

Проблему развития наций, их сближения Ленин развивает в знаменитой статье «Критические заметки по национальному вопросу». Он объясняет причины, благодаря которым национальный вопрос занял в то время такое место в общественной жизни России: активность воинствующего реакционного национализма, приход контрреволюционного буржуазного либерализма к национализму, усиление националистических шатаний среди некоторых «национальных» социал-демократических организаций и др. Ленинская статья проникнута заботой об единстве трудящихся масс разных наций, о всемерном укреплении идей интернационализма, идей полного равноправия и солидарности всех наций и народностей. Ленин излагает программу рабочей партии по национальному вопросу, краткая суть которой состоит в следующем: никаких привилегий ни одной нации, ни одному языку; полнейшее равноправие наций и национальных меньшинств и т. д.

Ленин обрушивается на приверженцев «культурно-национальной автономии», обнажая мелкобуржуазный характер этой теории, возводившей в перл создания слегка очищенный от насилия буржуазный национализм. «Марксизм непримирим с национализмом, – пишет Ленин, – будь он самый «справедливый», «чистенький», тонкий и цивилизованный. Марксизм выдвигает на место всякого национализма – интернационализм, слияние всех наций в высшем единстве, которое растет на наших глазах с каждой верстой железной дороги, с каждым международным трестом, с каждым (международным по своей экономической деятельности, а затем и по своим идеям, по своим стремлениям) рабочим союзом» 2.

Ленин в своих работах, созданных до Октябрьской социалистической революции, выступая за интернациональную пролетарскую культуру, показывал, что лозунг «национальной культуры», провозглашенный шовинистически настроенной буржуазией, служил буржуазии всех наций оружием для раздробления рабочих, для ослабления демократии, для продажи народных прав и народной свободы и торгашеских сделок с крепостниками. В тех исторических условиях Ленин считал этот лозунг буржуазным, а часто и черносотенно-клерикальным обманом. Ленин противопоставляет ему понятия интернациональной культуры демократии и всеобщего рабочего движения.

Однако следует подчеркнуть, что интернациональную культуру Ленин не мыслил как культуру безнациональную, стоящую над нациями. В статье «Критические заметки по национальному вопросу», полемизируя с бундовцем Либманом, Ленин разъясняет, что «интернациональная культура не безнациональна», что никто «чистой» культуры – ни польской, ни еврейской, ни русской и т. д. – не провозглашал. Ленин говорит о наличии в каждой национальной культуре хотя бы неразвитых элементов демократической и социалистической культуры, связывая с ними (с этими элементами) самую сущность интернациональной культуры. Если нет вообще «чистой» культуры, то, стало быть, каждая культура – и буржуазная, и демократически-социалистическая – национальна по облику своему. Демократические и социалистические элементы существуют внутри каждой национальной культуры не отдельно от целого, а входят в плоть, как историческое порождение социального и национального бытия народа. Под буржуазной национальной культурой Ленин отнюдь не понимал все духовные и нравственные ценности, созданные в буржуазном обществе. Буржуазная национальная культура, по концепции Ленина, есть культура, проникнутая духом буржуазного национализма, культура, защищающая и отстаивающая господствующий реакционный буржуазный строй. В статье «Критические заметки по национальному вопросу» Ленин не случайно ставит рядом как равнозначные понятия: буржуазная культура и буржуазный национализм.

Как образуется культура «демократизма и всемирного рабочего движения»? Из логики суждений Ленина явствует, что интернациональная культура образуется не путем вычета из общего содержания культуры ее национальной специфики, не путем «сложения» из демократических и социалистических элементов национальных культур какой-то эфемерной, безъязыкой культуры. Интернациональная культура вырастает непосредственно из каждой национальной культуры, являясь ее неотъемлемой частью. База интернациональной культуры – демократическая и социалистическая идеология, порождаемая условиями жизни трудящихся и эксплуатируемых масс. Под интернациональной культурой Ленин понимал идейное содержание, общественно-социальный характер культуры, а не отсутствие в ней признаков национального.

С изменением конкретных исторических обстоятельств ленинская трактовка национального вопроса обогащалась новыми гранями, новым историческим содержанием. В работах, написанных до Великой Октябрьской социалистической революции, Ленин неизменно делает упор на необходимость единства (полного единства – многократно подчеркивает Ленин) и объединения рабочих разных национальностей в единых организациях, на их сплочение, солидарность, на разрушение национальных перегородок, мешавших взаимному сближению и пониманию наций. Призыв к единству у Ленина органически включает в себя мысль о равноправии наций, о недопустимости предоставить кому-либо из них какие бы то ни было привилегии. Единство демократических и социалистических слоев нации в ленинском понимании вовсе не означает отказа от национальных основ бытия народов, от национального языка, от прогрессивных национальных традиций. Но Ленин во главу угла ставит социалистический пролетарский интернационализм, подчиняя ему все стороны, все аспекты и повороты национальных взаимоотношений.

В работах, созданных после Октябрьской революции, Ленин вновь говорит об единстве, сплочении социалистических наций, о могучей обновляющей силе интернационализма. Одновременно Ленин чрезвычайно пристальное внимание обращает на всестороннее развитие наций и их культур, требует быть особо осторожным в отношении к национальному чувству, всячески содействовать фактическому равноправию, развитию языка, литературы трудящихся масс угнетавшихся ранее наций, проявлять большую внимательность к их интересам. С образованием Союза Советских Республик были созданы новые экономические, социальные, политические предпосылки для социалистического развития наций и национальных культур. Интернационализм стал основой исторического существования наций, духовной атмосферой их жизнедеятельности.

Ленин всегда подчеркивал, что прогрессивные национальные традиции, как и национальные особенности, сложившиеся в течение многих веков, отнюдь не помеха для успешного развития и существования нации в новых исторических условиях, для утверждения принципов интернационализма. В заключительном слове по докладу о партийной программе на VIII съезде РКП (б) (март 1919 года) Ленин полемизировал с Пятаковым. Пятаков выступил на съезде против лозунга национального самоопределения. Он считал этот лозунг явно устаревшим в условиях советской власти и требовал исключения данного пункта из программы. Ленин высказал свое категорическое несогласие с Пятаковым. Он говорил: «Если бы мы уничтожили этот пункт или редактировали его иначе, мы бы вычеркнули национальный вопрос из программы. Это можно было бы сделать, если бы были люди без национальных особенностей. Но таких людей нет, и иначе социалистического общества мы никак не можем построить» 3. Взгляды Ленина на проблемы национальной культуры имели неоценимое значение для правильного осмысления закономерностей развития демократической и социалистической культуры, для уяснения ее исторической судьбы в грядущем. Ленинская концепция национальной культуры резко противостояла космополитическим и националистическим построениям в области эстетической науки. Некоторые теоретики и историки искусства, а также политические деятели, жившие в начале нашего века, с ошибочных позиций толковали взаимосвязи интернационального и национального моментов в культуре. Им казалось, что с ростом могущества промышленной индустрии, с развитием и совершенствованием капиталистических отношений, решительно разламывающих барьеры национальной отчужденности, следует произвести коренной пересмотр и всех национальных достижений, «освободить» культуру от сковывающих ее пут, заменить национально особенное всеобщим, безличным, которое по существу было космополитическим, но по ошибке и недоразумению иногда называлось интернациональным (как делает это Г. Брандес в книге «Что такое национальное чувство?»). Высказывалась мысль о том, что национальное уже не в силах вместить динамику и усложненность времени, воспроизвести многогранный психологический мир человека, живущего в цивилизованном обществе. Национальное уравнивалось с этнографизмом, неразвитостью, нерасчлененностью человеческой психики и эмоций, своеобразным синкретизмом мышления. В книге «Национальность и интернациональность» К. Каутский, например, писал о том, что общность характера (национального) большей частью свойственна первоначальным ступеням развития, когда еще нет значительного общественного расчленения. Общность характера присуща лишь представителям малочисленных народов, живущих на маленькой территории. Общность эта, по мнению К. Каутского, зыбка, неустойчива, преходяща. Она исчезает по мере того, как нации расширяются и распадаются на классы и профессии. Национальное Каутский считал признаком провинциальной замкнутости, несовершенства, своего рода детской болезнью, преодолев которую культура без каких-либо особых усилий становится интернациональной по своему характеру. Под интернациональной культурой понималась культура, отрешенная от всех черт и особенностей национальной специфики, а не культура нового, социалистического типа. Интернациональное уравнивалось с космополитизмом, бесплотной абстрактностью, мнимой универсальностью и всеобщностью форм искусства. Один из теоретиков искусства тогдашнего времени – Л. Саккети, отмечая, что произведения искусства «в наше время с такой же быстротой становятся интернациональным достоянием, как и завоевания науки. Язык их – уже всемирный язык, и их судьба – судьба всего человечества», исходил при этом из совершенно ложной посылки: «К счастью, национальное всегда представляет лишь преходящую опасность для истинного искусства. Особенно для образных искусств и для музыки» 4. Противопоставление национального и интернационального начал в искусстве находим и у известной шведской писательницы Элен Кей в книге «Личность и красота» (в главе «Искусство и национализм»). «Одним словом, – » утверждала Кей, – во всяком великом искусстве черта общечеловеческая бесконечно важнее, чем национальная. И то, что называют национальной чертой, следовало бы скорее называть индивидуальной» 5.

В некоторых статьях советских исследователей, опубликованных в начале и середине 30-х годов, варьируются упрощенно-вульгаризаторские идеи о соотношении национального и интернационального в искусстве. Например, К. Таболов, много писавший по этим вопросам, различал два типа национальных культур: культуры зрелые, сравнительно развитые, в силу своей зрелости становящиеся интернациональными культурами, и культуры, так сказать, «чисто» национальные, только формирующиеся, не имеющие претензии быть интернациональными. К. Таболов писал: «Среди наций Союза в основном можно отметить двоякого рода национальные культуры: с одной стороны, вполне зрелые национальные культуры, перерастающие в интернациональную культуру, с другой стороны, только теперь формирующиеся национальные культуры, чрезвычайно своеобразные по содержанию – в зависимости от обстановки, в которой они складываются» 6. По логике К. Таболова получалось: национальные культуры становятся интернациональными по мере «сбрасывания» ими национальной «шкуры», по мере освобождения от всех «родимых пятен» национальной самобытности. В интернациональной культуре уже не оставалось никакого места для национального. Национальное понималось как несовместимое с интернациональным, как чужеродное тело, без удаления которого невозможно достичь высот интернационализма.

Такова позиция национального нигилизма. Обнаруживалась явственная преемственная связь между буржуазным космополитизмом и национальным нигилизмом. Буржуазные космополиты начала века и национальные нигилисты 20 – 30-х годов по существу высказывали сходные мысли об угасании национальных чувств, национального сознания. Национальное понималось ими как локальное, узкое, мешающее коммуникативной связи между представителями различных рас и языков, требующее замены более совершенным способом общения – при помощи абстрактных символов, которые, по словам современного буржуазного теоретика П.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 27, стр. 442.[]
  2. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 24, стр. 131.[]
  3. Б. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 38, стр. 184.[]
  4. Л. Саккети, Популярные лекции по эстетике, СПб. 1902, стр. 225.[]
  5. Э. Кей, Личность я красота, я. I, «Мир», СПб. 1908, стр. 217.[]
  6. »Революция и культура», 1928, N 8, стр. 28. []

Цитировать

Ломидзе, Г. Нерасторжимое единство (О национальном и интернациональном в культуре) / Г. Ломидзе // Вопросы литературы. - 1969 - №12. - C. 9-28
Копировать