№12, 1969/Литературная жизнь

«Болдинские чтения»

Три осени 30-х годов прошлого столетия увековечили село Большое Болдино в истории русской литературы. Можно без преувеличения сказать, что произведения, созданные Пушкиным в Болдине в 1830, 1833 и 1834 годах, совокупно представляют собою в некотором роде целую литературу – по своему обилию, художественному совершенству и многообразию жанров (лирика и поэмы, повести и драмы, сказки, критические статьи и историческая проза). Таким образом, Музей-заповедник в Болдине – одно из самых примечательных пушкинских мест.

До последнего времени Болдинский заповедник был только музеем. В этом году он впервые стал одним из центров культурной работы, в том числе – коллективной работы пушкинистов. В середине сентября здесь была проведена первая «Болдинская осень», которая началась большим праздником, длившимся несколько дней, и завершилась «Болдинскими чтениями 1969 года» – научной конференцией пушкинистов, организованной Музеем совместно с Горьковским университетом им. Лобачевского.

Естественно, что проблематика конференции была так или иначе связана с болдинскими периодами творчества Пушкина, а часть докладов – вообще с пребыванием поэта в этих местах, с историей Болдина как пушкинского имения. Таковы доклады С. Орлова (г. Горький) «Болдинские документы» (по материалам Горьковского областного исторического архива) и М. Бутусова, директора Лукояновского народного музея, – «Пушкин в Лукоянове».

Другая группа докладов и сообщении касалась проблем связей Пушкина с народным творчеством. В докладе А. Соймонова (Ленинград) «Творчество Пушкина 30-х годов и фольклор» было справедливо отмечено, что фольклоризм Пушкина до сих пор изучен мало, особенно в связи с эволюцией творческого метода поэта. Между тем в становлении пушкинского реализма фольклор играл важнейшую роль, несравненно более значительную, чем, например, такие чисто литературные явления, как классицизм. Сказки Пушкина, до сих пор являющиеся предметом научных споров, многие исследователи, в том числе и Белинский, считали лишь литературным экспериментом или памятником младенчеству русской словесности, в то время как они были этапом в творческой эволюции поэта. Большую важность представляет также изучение собранных Пушкиным народных песен и преданий о Пугачеве в связи с «Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой», анализ принципов использования фольклорных источников в том и другом произведении. Впрочем, рассмотрение фольклорных интересов Пушкина необходимо для исследования не только тех произведений, которые непосредственно соотносятся с народной поэзией, но всего его творческого пути. Вместе с тем, отметил докладчик, в огромной пушкинской литературе до сих пор нет ни одной обстоятельной монографии на тему «Пушкин и фольклор».

Два содержательных сообщения были объединены темой «Пушкин и народные песни Болдинского края». К. Сергеева (г. Горький) в своем выступлении заметила, что при публикациях в собраниях сочинений и в «Литературном наследстве» народные песни, собранные Пушкиным, атрибутируются крайне редко и робко. Между тем сейчас уже точно известно, что по крайней мере более десяти песен записано Пушкиным в Болдине и его окрестностях.

Цитировать

Никитин, В. «Болдинские чтения» / В. Никитин // Вопросы литературы. - 1969 - №12. - C. 236-237
Копировать