№2, 1957/Обзоры и рецензии

Немецкие демократы XVIII века

(Наследие, поднятое из забвения)

«Немецкие демократы XVIII века Шубарт, Форстер, Зейме». Редакция, вступительные статьи и примечания В. М. Жирмунского, Гослитиздат, М. 1956, 662 стр.

Так называемый классический период в истории немецкой литературы, отмеченный великими именами Лессинга, Гердера, Шиллера, Гёте, на протяжении полутора столетий составляет законную гордость немецкого народа и неизменно привлекает пристальное внимание исследователей. Однако перед современным прогрессивным литературоведением стоит еще немало нерешенных задач.

Дело не только в том, что буржуазное литературоведение окружило великие имена прошлого ореолом всевозможных легенд, навело на их наследие «хрестоматийный глянец» и затушевало боевой смысл деятельности великих гуманистов. Консервативная наука приложила также немало усилий к тому, чтобы замолчать имена многих выдающихся мыслителей и поэтов, находившихся в решительной оппозиции существовавшим в Германии общественным порядкам.

Издательства и литературоведы ГДР в последние годы проделали большую работу по ликвидации таких своеобразных «белых пятен» в истории своей национальной литературы. Один из массовых сборников 1955 года выразительно озаглавлен: «Из тени – на свет. Поэты переломных эпох». В книге опубликованы отрывки из произведений писателей, наследие которых долгие годы замалчивалось. Важное место в решении этой задачи имеют работы видного современного исследователя немецкой литературы Пауля Реймаиа (Прага) 1. Он привлекает внимание литературной общественности к наследию Г. А. Бюргера, Г. Форстера, М. Клингера, фон Эйнзиделя, И. Г. Фосса, К. Л. фон Кнебеля, А. Книгге и ряда других мало изученных, а то и вовсе забытых крупных писателей и поэтов.

Можно назвать и другие сборники и исследования, решающие эту важную задачу.

В этом плане следует приветствовать появление на русском языке сборника избранных произведений Шубарта, Форстера и Зейме, Сборник «Немецкие демократы XVIII века» – результат большого и серьезного исследования, осуществленного В. Жирмунским. Значение книги не исчерпывается публикацией – чрезвычайно важной самой по себе – наследия трех выдающихся немецких демократов. Эта книга – ценный вклад в советскую науку о немецкой литературе.

Советское литературоведение немало сделало для пропаганды революционной литературы Запада.

Широкую известность у нас приобрела деятельность поэтов 1848 года, а также произведения современных передовых писателей. Однако в изучении классического периода – конца XVIII – начала XIX века – во многом еще дает о себе знать та неполнота, которая перешла к нам в наследие от старого литературоведения.

При рассмотрении явлений литературы XVIII века это обстоятельство даже порождает попытки теоретического обоснования, например, тезиса о том, что немецкое Просвещение якобы лишено боевого характера и в этом плане представляло полную противоположность французскому Просвещению.

Разумеется, Франция, стоявшая в XVIII веке накануне величайшей из буржуазных революций, дала миру литературу, которая многообразно и ярко отражала накаленную обстановку тех лет. Но в условиях неслыханного гнета в раздробленной на части «Священной Римской империи германской нации» возникла и развивалась своя бунтарская литература. И здесь нельзя ограничиваться «Разбойниками» Шиллера и «Прометеем» Гёте.

«Немецкая хроника», издававшаяся в 1774 – 1777 годах Шубартом, являла собой образцы такой разрушительной публицистики, которая могла выдержать сравнение с «Мемуарами» Бомарше.

Движение «бури и натиска», о котором чаще всего говорится лишь в связи с ранним творчеством Гёте и Шиллера, в целом представляет собой выдающееся явление в истории мировой литературы. Незаслуженно замалчивается, в частности, творчество Максимилиана Клингера, который, как известно, был не только автором бунтарских драм, но и весьма примечательным романистом, обличавшим феодальные порядки. В романе «Путешествие накануне потопа» («Reisen vor der Sundflut») Клингер дает сатирический обзор различных политических систем, не щадя при этом и новых буржуазных порядков, основанных на господстве золота.

Русскому читателю хорошо известны баллады Бюргера, одна из которых переведена Жуковским и Катениным. Но Бюргер был не только автором «Леноры», – он был мужественным демократом, бросившим в лицо светлейшим князьям свой гневный обличительный стих.

От имени угнетенного крестьянства страны выступал один из скромных и благородных тружеников литературы – Иоганн Генрих Фосс.

В автобиографических заметках, в очерках и публицистических статьях Шубарта, Зейме и других названных выше писателей нашла отражение суровая правда о неисчислимых бедствиях, которые обрушивались на простого человекав любом из тогдашних германских княжеств и которая лишь неполно отражалась в творениях великих веймарцев.

  1. P. Reimann, Ober realistische Kunstauffassung. Dietz-Verlag, Berlin, 1952, егоже. Hauptstromungen der deutschen Literatur, 1750 – 1848. Dietz-Verlag, Bejlin, 1956.[]

Цитировать

Балашов, Н.И. Немецкие демократы XVIII века / Н.И. Балашов, С. Тураев // Вопросы литературы. - 1957 - №2. - C. 223-228
Копировать