№8, 1982/Хроника

Научные заседания, посвященные юбилею Гёте

В марте этого года состоялось совместное научное заседание Комиссии по изучению Гёте при Научном совете по истории мировой культуры АН СССР и Всесоюзного научно – исследовательского института искусствознания Министерства культуры СССР, посвященное 150-летию со дня смерти Гёте. После вступительных слов председателя комиссии Н. Вильмонта и директора ВНИИ искусствознания М. Котовской с докладом «Театральное призвание Вильгельма Майстера» и его значение для театроведения» выступила Е. Волгина, автор первого русского перевода этого романа, опубликованного в серии «Литературные памятники». В докладе была изложена история текста романа. Е. Волгина считает, что «Театральное призвание» не черновой набросок «Годов учения Вильгельма Майстера», с самостоятельное, хотя и незавершенное произведение со своей специфической театральней проблематикой. В романе намного шире и конкретнее, чем в «Годах учения», обрисована литературная и театральная жизнь Германии середины XVIII века, подробнее и целостнее показаны драматургические и актерские искания героя, выведены колоритные фигуры деятелей немецкого театра, приведено большое количество литературных и театральных реалий, дано красочное изображение культуры, быта, нравов театральной публики и самих актеров. На этом фоне развивается история героя – актера, драматурга, будущего создателя национального немецкого театра. Докладчица оспаривает мнение тех исследователей, которые считают, что искания героя должны были привести его к князю-покровителю. В романе нет оснований для такого предположения, и никто из персонажей не возлагает надежд на покровительство знатных меценатов. Это противоречит общей демократической тенденции романа.

Выделяя тему «Гёте и искусство», сказал в своем докладе А. Аникст, мы совершаем некое насилие над поэтом, ибо для него жизнь, природа, общество, человек, искусство, поэзия и наука составляли нерасторжимое единство. Но Гёте много и специально занимался именно художественными вопросами, и это дает право рассматривать их освещение в его многочисленных произведениях, как художественных, так и теоретических. Единым было для Гёте понимание искусства как средства для человека возвыситься над природой, над голой необходимостью и тем самым утвердить свою человечность. Если не считать самого раннего периода его жизни, Гёте проделал сложную эволюцию, отразившуюся на его взглядах. В период «Бури и натиска» Гёте утверждает характерность, в годы «веймарского классицизма» он ставит гораздо выше искусство обобщеннее, ориентирующееся на образцы античной классики. В поздние годы, в пору расцвета романтизма, отвергая реакционные идеологические построения некоторых романтиков, Гёте сам приближается к романтизму и ищет возможности сближения «классиков» и романтиков. Эта общая эволюция сказалась на конкретных оценках явлений искусства. Докладчик показывает, что наиболее наглядно это выражено в трех статьях об архитектуре, относящихся к названным периодам: «О немецком зодчестве» (1771), «Зодчество» (1788) и «О немецком зодчестве» (1823). Гёте-штюрмер считал образцовым живописцем Рембрандта, для Гёте-«классика» таковым был Рафаэль, поздний Гёте ориентировался на художников, являвшихся, по его мнению, предшественниками романтизма.

Анализируя «Римские элегии» Гёте, А. Штейн определяет их как одну из разновидностей классицизма XVIII века, так или иначе связанного с просветительством и французской революцией. Но и на фоне гражданской лирики XVIII века и романтической поэзии начала XIX века они поражают своеобразием. Они отличаются от лирики Шиллера, отвергающей земное и чувственное во имя отвлеченного идеала. С ними можно сравнить только лирику Пушкина, и прежде всего такие стихи, как «Нет, я не дорожу мятежным наслажденьем…». Элегии Гёте отвергают лицемерие и ханжество, прославляют любовь откровенно чувственную, земную и вместе с тем гармоничную и глубоко человечную. Эта любовь органично сочетается с наслаждением высоким искусством ваяния и прекрасной поэзией древнего классического мира.

Цитировать

Чавчанидзе, Д. Научные заседания, посвященные юбилею Гёте / Д. Чавчанидзе, Е. Зыкова // Вопросы литературы. - 1982 - №8. - C. 279-282
Копировать