Наши насущные проблемы
Я не собирался сегодня выступать, но все товарищи – и философ, и историк, и литераторы – высказались за расширение, за укрупнение методологических проблем дискуссии, и, мне кажется, следует продолжить этот разговор.
В самом деле, разве наши критики-демократы так слабы, что нуждаются в защите? Думается, не в этом суть нашего обсуждения. Мы обсуждаем и решаем вопросы нашей современной теоретической мысли и литературной жизни. Потому и выступали товарищи за укрупнение проблематики, и к их выступлениям я вполне присоединяюсь.
Мне кажется, есть две основные проблемы, в которые все сейчас упирается в нашей науке и которые выдвинуты нашим временем на первый план. Наша современность, то человечество, среди которого мы живем и к которому принадлежим, решает практически и теоретически вопрос о своем развитии, вопрос о своей человеческой Сущности, наконец, вопрос о своем бытии, и история поворачивается к нам сейчас другими сторонами – такими, которые раньше выглядели внутренними, узкоморальными, даже проблемами личного душеустройства, а теперь звучат как широко гуманистические, широко человеческие, и это смещает старые привычные акценты.
Здесь возможны и возникают различные реакции. Недоумение. Растерянность. Встречаются и попытки «спекульнуть». Наконец, есть то, ради чего мы здесь сегодня собрались, – стремление разобраться.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 1977