Наша редакция. Публикация и комментарии М. Фролова
В истории отечественной науки мало найдется таких безусловно авторитетных изданий, как «Литературное наследство», в котором за 80 лет вышло более ста фундаментальных томов по истории русской литературы.
Это издание вряд ли состоялось бы без высочайшего профессионализма и поистине подвижнического труда редакторов «Литнаследства», которые инициировали работу над томами, определяли их содержание и авторский состав и сами активно участвововали в них как авторы. Наверное, это была самая необычная научная редакция, состоящая из «играющих тренеров», понимающих друг друга с полуслова.
Публикуемые ниже записи литературоведа Наталии Александровны Роскиной (1927-1989) относятся ко времени ее работы в редакции «Литературного наследства», в которую она пришла в 1950 году по рекомендации Ю. Оксмана, К. и Л. Чуковских и в которой проработала почти девять лет. К этому времени уже сложился и редакционный костяк, и «литнаследовский» научный стиль.
Записи сделаны менее чем полтора месяца спустя после смерти Сталина. По воспоминаниям Роскиной, из редакции только С. Макашин заявил, «что ему необходимо со Сталиным проститься. Больше никто потребности в этом не ощущал». И далее: в день похорон «Зильберштейн, ненавидевший Сталина, решил пресечь возможный уход сотрудников и назначил генеральную уборку редакционных столов и шкафов <…> я надела перчатки и вывалила из шкафа и стола гору папок прямо на пол, загородив вход. Макашин приехал в редакцию и не мог войти, я поспешно отодвинула папки. Он с бешенством спросил: «Что это значит?» Подавляя смех, я сказала: «Распоряжение Ильи Самойловича». Последний сидел за своим столом и наслаждался представлением. Макашин с нарастающим еще бешенством спросил его: «Илья, что это значит?», — и Зильберштейн, тоже подавляя злорадный хохот, который рвался у него, казалось, даже из ушей, сказал: «А в чем дело? Разве в такой день не надо работать еще лучше, чем обычно?»».
Публикуемые записки — не только яркая зарисовка научного быта авторитетнейшего издания, но и свидетельство той внутренней свободы, которая царила в «Литнаследстве» в самые тяжелые годы советской истории.
Записи Н. Роскиной печатаются по автографу, хранящемуся в РГАЛИ (ОР/ 3120. Оп. 1. Ед. хр. 7) с любезного согласия И. Роскиной.
А. Галушкин
13 апреля 1953
Выяснилось, что в «Вопросах истории» № 2 напечатана статья об архивных публикациях, там, м[ежду] пр[очим], ругают «Л[итературное] Н[аследство]» за объективизм[1]1. Пример — письмо Ефремова (т. 56, стр. 106), в кот[ором] он пишет, что Белинский оч[ень] много ест, что ни увидит, все съест[2]2.
Утром Макашин[3]3 — без Ланского[4]4:
— Я хотел тогда снять это письмо, да Ланский дулся, дулся, я и оставил!
Вечером Ланский без Макашина:
— Я говорил тогда С[ергею] А[лександровичу], чтобы он снял это письмо, а он не согласился!
Мы с Кс[енией] П[етровной][5] 5установили, что в «Л[итературном] Н[аследстве]»:
Макашин думает, что редактирует он.
Ланский —»—»—»—»—»—»—
Роскина —»—»—»—»—»— она
Чуковская66 —»—»—»—»—»—
Игнатова77
они
Лифшиц88
Ботвинник99 —»—»—»—»— она
Техреда и корректора не считаю.
Кто же редактирует «Л[итературное] Н[аследство]»?
16 апр[еля] 53
Игнатова, наша редакторша по издательству. Идет речь о гнусной вещи Рылеева «Богдан Хмельницкий» (Янкель и т. д.)[10]##Возникшая дискуссия связана с подготовкой 59-го, «декабристского» тома, где была опубликована статья А. Цейтлина «Неосуществленный замысел трагедии «Хмельницкий»», посвященная трагедии К. Рылеева «Богдан Хмельницкий».
- В статье В. Максакова и М. Селезнева «О публикации документальных материалов в СССР», направленной против «порочной» практики публикации «документов безотносительно к их научной ценности» и «объективистских взглядов на научно-публикаторскую работу», о «Литературном наследстве» (далее — ЛН) говорилось: «…»Литературное наследство» в № 56 в 1950 г. публикует документы о В. Г. Белинском. Однако немалая доля этих документов либо вовсе не имеет отношения к деятельности В. Г. Белинского, либо крайне бедна по содержанию. Вызывает недоумение помещение в этом томе материалов клеветнического характера в отношении великого русского революционного демократа…» (Вопросы истории. 1953. № 2. С. 97). [↩]
- В письме А. Ефремова К. Аксакову от 26 июля 1837 года говорилось: «Если есть что съесть или выпить, Белинский наверно найдет и ни крошечки не оставит. Таков уж у него обычай. Он ест по четыре и по шести раз в день, так что во все разы съедает не меньше твоего за обедом, приписывает это действию вод и говорит, что если этот аппетит продолжится, то это одно наслаждение уж слишком достаточно вознаграждает его за поездку на Кавказ» (ЛН. Т. 56. М., 1950. С. 106).[↩]
- Сергей Александрович Макашин (1906-1989), литературовед, бессменный (вместе с И. Зильберштейном) редактор ЛН с 1931 года.[↩]
- Леонид Рафаилович Ланский (Каплан) (1913-2000), литературовед, сотрудник ЛН в 1946-1990 годы. [↩]
- Ксения Петровна Богаевская (1911-2002), литературовед, сотрудница ЛН в 1949-1990 годы. [↩]
- Лидия Корнеевна Чуковская (1907-1996), писательница, критик, редактор, сотрудничала с ЛН с конца 1940-х до 1955 года. [↩]
- Наталия Ильинична Игнатова (1898-1956), переводчица, редактор издательства АН СССР. [↩]
- Анна Теодоровна Лифшиц (1910 — не ранее 1974), сотрудница издательства АН СССР, в течение многих лет — редактор ЛН. [↩]
- Дорина Назарьевна Ботвинник (1901-?), редактор издательства АН СССР. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2010