№4, 2012/Книжный разворот

Н. Л. Лейдерман. Теория жанра

Н. Л. Лейдерман. Теория жанра. Екатеринбург: УГПУ, 2010. 904 с.

«Теория жанра» Н. Лейдермана — масштабный и во многом прецедентный труд, который уже вследствие этих качеств должен попасть в повестку литературоведческих дискуссий. Для последнего, однако, имеются серьезные препятствия. Книга вышла сразу после смерти ученого в уральском издательстве «Словесник» тиражом всего 500 экземпляров — ученый успел лично подписать книгу в печать. Но сразу после выхода книга стала библиографической редкостью — семья ученого, к которой принадлежит и занимающийся русским постмодернизмом сын Наума Лазаревича М. Липовецкий, — изъяла из издательства весь тираж книги, и в продажу она так и не поступила. Жаль, поскольку книга — итоговая, и не только для самого ученого.

Теория Лейдермана возникла не на пустом месте и потому выглядит не очередным актуальным «проектом», а закономерным результатом, полученным на том направлении, в каком ученый двигался не один десяток лет. Специалисты знают его монографию «Движение времени и законы жанра» (Свердловск, 1982), написанную на материале советской прозы 60-70 годов. Широкую известность получила написанная в соавторстве с сыном двухтомная «Русская литература XX века (1950-1990-е годы)» — лучший на сегодняшний день труд по данной эпохе, выдержавший менее чем за 10 лет уже пять изданий. Любой знакомый с этим учебным пособием литературовед скажет, что жанровая теория Лейдермана сложилась уже там.

В наследии ученого жанр используется как инструмент прочтения — эта нацеленность на прикладное значение жанра как категории, позволяющей значительно углублять прочтение литературного произведения, вписывает уральского теоретика в общеевропейский контекст жанровых исследований конца XX века. Из практики прочтения вырос так называемый «функциональный» подход исследователя к жанру, состоящий в попытке «уловить сущность жанра через выяснение его функции в созидании художественного произведения» (с. 16). Книга Лейдермана в свете его предыдущих разысканий предстает как теоретический итог, на который в конце жизни решился ученый, понимавший, впрочем, что целый ряд тем он только наметил.

Большая часть книги — разборы литературного материала, преимущественно XX века. Это очень важно. До сих пор исследователям жанров приходится защищать простую мысль о том, что жанры не закончили своего существования на рубеже XVIII-XIX веков. Пора бы уже считать эту мысль доказанной — труд Н. Лейдермана очевидно этому способствует.

Второе очевидное достижение — ученый отвел жанру центральное место в ряду литературоведческих категорий, показав, что жанр увязывает различные пласты проблематики, с которой имеет дело литературовед, увязывает поэтику художественного произведения с поэтикой эпохи, проблемы «виртуальной реальности» с проблемой литературного языка. Выходит, что речь идет не о той категории, к которой литературовед может обратиться, а может не обратиться. Любой вид анализа для Лейдермана фактически является ступенью жанрового анализа произведения.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2012

Цитировать

Козлов, В.И. Н. Л. Лейдерман. Теория жанра / В.И. Козлов // Вопросы литературы. - 2012 - №4. - C. 506-509
Копировать