Н. Д. Тамарченко. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция
Последняя книга Н.Тамарченко явилась итоговым трудом не только его научной деятельности, но и увенчала многолетние исследования ученого в области бахтинистики. Нельзя не согласиться савтором монографии в том, что обнаружение изначального смысла написанного Бахтиным, то есть того понимания, которое вкладывал в свои идеи сам ученый, возможно только при условии изучения бахтинских идей как системы поэтологических понятий, сформировавших уникальную и неоцененную до сих пор в полной мере теорию литературы.
История изучения трудов Бахтина показала, что далеко не все термины, введенные им в научный оборот, стали сегодня общепринятыми. Бахтинская мысль в силу ее индивидуальной окрашенности вряд ли в обозримом будущем завоюет все пространство современных эстетических представлений. Тем не менее Н.Тамарченко абсолютно прав, полагая, что мы находимся в преддверии нового этапа изучения наследия Бахтина— «вдумчивого и объективного» исследования его текстов, свободного от излишней оценочности и влияния модных веяний в области литературоведческой и философской мысли.
В обширном введении автор монографии останавливается на анализе идей и текстов Бахтина в современном восприятии,— в частности, на отечественной традиции прочтения работ Бахтина, не привлекая по понятным причинам современные европейские интерпретации— от Ц.Тодорова до Ю.Кристевой, которые характеризуются чрезмерно вольной трактовкой теорий русского ученого. Здесь же ставится нерешенный до сих пор вопрос о школе или «круге» Бахтина и предлагается чрезвычайно убедительная, подкрепленная основательно проведенным историко-литературным и текстологическим анализом, версия об авторстве некоторых сочинений его учеников.
«Проблема системного единства» всех трудов Бахтина, обозначенная во введении, получает свое развитие и разрешение во всем последующем тексте книги. Не оставляет никаких сомнений мысль о том, что бахтинское наследие как органичная и выверенная система поэтологических понятий (приведу главные из тех, на анализе которых останавливается Н.Тамарченко— «зона построения образа», «прозаическое иносказание», «стилистическая трехмерность», «завершение», «гротескный реализм», «родовое тело») открывается как таковая только в ее соотнесении с философской эстетикой Бахтина. Первая часть монографии «»Эстетика словесного творчества» как система идей» посвящена таким сложнейшим комплексам вопросов и соответствующих им терминов, как проблема завершения и эстетика незавершенности в рамках одного произведения как цельного эстетического объекта и в рамках теории романного жанра, проблема автора и взаимодействие языка и образа, философские истоки разных типов теории романа (гегелевская и антигегелевская линии).
Другая, совершенно особая область исследования автора монографии— соотнесенность бахтинских идей с историческим опытом отечественной и европейской эстетики, их вписанность в контекст современной и предшествующей ему философии и их преображающее отталкивание от этого контекста. Этой сфере вопросов посвящены вторая и третья части книги— «Вопросы поэтики в свете религиозной философии» и «Своеобразие романа в религиозно-философском освещении». В монографии значительно расширен по сравнению с предыдущими работами ученого круг привлекаемых крассмотрению имен, каждое из которых составляет целую эпоху вразвитии философско-эстетической мысли. Учение Бахтина раскрыто как мощный «диалог согласия» знаковых для его времени эстетических и культурфилософских теорий. Монография помогает уяснить сам принцип работы бахтинской мысли, движущей силой которой является соотнесение казалось бы, взаимоисключающих друг друга идей и их диалоговая перекличка, ломающая привычную для нас систему иерархических представлений о мире и познании мира.
Главные участники представленного в книге диалога— Бахтин и Флоренский, Бахтин и А.Белый, Бахтин, Е.Трубецкой и Вл. Соловьев, Бахтин и Розанов, Бахтин и Потебня, Бахтин, Мережковский и Вяч.Иванов, Бахтин и Скафтымов, Бахтин и А.Веселовский, зарубежный ряд имен представлен Гегелем, Кантом, Гумбольдтом, Ницше, Фрейдом, Винкельманом, Шпенглером, Г.Лукачем. Философские положения этих ученых проанализированы в аспекте их взаимодействия с системой поэтологических понятий Бахтина с акцентом на генезисе романа. Исследование Н.Тамарченко в целом ряде смелых, впервые сделанных сопоставлений открывает многомерность и глубину бахтинских открытий в области романного жанра, рассмотренного из перспективы исторической поэтики. Особенно интересными и значимыми представляются разделы книги, посвященные религиозной философии и культурфилософии Серебряного века, романные теории которого стали предтечей бахтинского учения о романе.
Труд Н.Тамарченко вырастал из многолетнего диалога с единомышленникам и учеными, составляющими круг кафедры исторической и теоретической поэтики РГГУ, в первую очередь с С.Бойтманом, которому посвящена эта книга.
Т.ФЕДЯЕВА
г.СанктПетербург
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013