Н. Д. Тамарченко. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция
Последняя книга Н.Тамарченко явилась итоговым трудом не только его научной деятельности, но и увенчала многолетние исследования ученого в области бахтинистики. Нельзя не согласиться савтором монографии в том, что обнаружение изначального смысла написанного Бахтиным, то есть того понимания, которое вкладывал в свои идеи сам ученый, возможно только при условии изучения бахтинских идей как системы поэтологических понятий, сформировавших уникальную и неоцененную до сих пор в полной мере теорию литературы.
История изучения трудов Бахтина показала, что далеко не все термины, введенные им в научный оборот, стали сегодня общепринятыми. Бахтинская мысль в силу ее индивидуальной окрашенности вряд ли в обозримом будущем завоюет все пространство современных эстетических представлений. Тем не менее Н.Тамарченко абсолютно прав, полагая, что мы находимся в преддверии нового этапа изучения наследия Бахтина— «вдумчивого и объективного» исследования его текстов, свободного от излишней оценочности и влияния модных веяний в области литературоведческой и философской мысли.
В обширном введении автор монографии останавливается на анализе идей и текстов Бахтина в современном восприятии,— в частности, на отечественной традиции прочтения работ Бахтина, не привлекая по понятным причинам современные европейские интерпретации— от Ц.Тодорова до Ю.Кристевой, которые характеризуются чрезмерно вольной трактовкой теорий русского ученого. Здесь же ставится нерешенный до сих пор вопрос о школе или «круге» Бахтина и предлагается чрезвычайно убедительная, подкрепленная основательно проведенным историко-литературным и текстологическим анализом, версия об авторстве некоторых сочинений его учеников.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013