№4, 2013/Книжный разворот

Н. Д. Тамарченко. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция

Последняя книга Н.Тамарченко явилась итоговым трудом не только его научной деятельности, но и увенчала многолетние иссле­дования ученого в области бахтинистики. Нельзя не согласиться савтором монографии в том, что обнаружение изначального смысла написанного Бахтиным, то есть того понимания, которое вкладывал в свои идеи сам ученый, возможно только при условии изучения бахтинских идей как системы поэтологических понятий, сформиро­вавших уникальную и неоцененную до сих пор в полной мере тео­рию литературы.

История изучения трудов Бахтина показала, что далеко не все термины, введенные им в научный оборот, стали сегодня общепри­нятыми. Бахтинская мысль в силу ее индивидуальной окрашенно­сти вряд ли в обозримом будущем завоюет все пространство совре­менных эстетических представлений. Тем не менее Н.Тамарченко абсолютно прав, полагая, что мы находимся в преддверии нового этапа изучения наследия Бахтина— «вдумчивого и объективного» исследования его текстов, свободного от излишней оценочности и влияния модных веяний в области литературоведческой и философ­ской мысли.

В обширном введении автор монографии останавливается на анализе идей и текстов Бахтина в современном восприятии,— в част­ности, на отечественной традиции прочтения работ Бахтина, не при­влекая по понятным причинам современные европейские интерпре­тации— от Ц.Тодорова до Ю.Кристевой, которые характеризуются чрезмерно вольной трактовкой теорий русского ученого. Здесь же ставится нерешенный до сих пор вопрос о школе или «круге» Бахти­на и предлагается чрезвычайно убедительная, подкрепленная осно­вательно проведенным историко-­литературным и текстологическим анализом, версия об авторстве некоторых сочинений его учеников.

«Проблема системного единства» всех трудов Бахтина, обозна­ченная во введении, получает свое развитие и разрешение во всем последующем тексте книги. Не оставляет никаких сомнений мысль о том, что бахтинское наследие как органичная и выверенная систе­ма поэтологических понятий (приведу главные из тех, на анализе которых останавливается Н.Тамарченко— «зона построения об­раза»,  «прозаическое  иносказание»,  «стилистическая  трехмер­ность», «завершение», «гротескный реализм», «родовое тело») от­крывается как таковая только в ее соотнесении с философской эстетикой Бахтина. Первая часть монографии «»Эстетика словесно­го творчества» как система идей» посвящена таким сложнейшим комплексам вопросов и соответствующих им терминов, как пробле­ма завершения и эстетика незавершенности в рамках одного произ­ведения как цельного эстетического объекта и в рамках теории ро­манного жанра, проблема автора и взаимодействие языка и образа, философские истоки разных типов теории романа (гегелевская и ан­тигегелевская линии).

Другая, совершенно особая область исследования автора моно­графии— соотнесенность бахтинских идей с историческим опытом отечественной и европейской эстетики, их вписанность в контекст со­временной и предшествующей ему философии и их преображающее отталкивание от этого контекста. Этой сфере вопросов посвящены вторая и третья части книги— «Вопросы поэтики в свете религиозной философии» и «Своеобразие романа в религиозно-­философском ос­вещении». В монографии значительно расширен по сравнению с пре­дыдущими работами ученого круг привлекаемых крассмотрению имен, каждое из которых составляет целую эпоху вразвитии фило­софско-­эстетической мысли. Учение Бахтина раскрыто как мощный «диалог согласия» знаковых для его времени эстетических и культур­философских теорий. Монография помогает уяснить сам принцип работы бахтинской мысли, движущей силой которой является соот­несение казалось бы, взаимоисключающих друг друга идей и их диа­логовая перекличка, ломающая привычную для нас систему иерархи­ческих представлений о мире и познании мира.

Главные участники представленного в книге диалога— Бахтин и Флоренский, Бахтин и А.Белый, Бахтин, Е.Трубецкой и Вл. Соловь­ев, Бахтин и Розанов, Бахтин и Потебня, Бахтин, Мережковский и Вяч.Иванов, Бахтин и Скафтымов, Бахтин и А.Веселовский, зару­бежный ряд имен представлен Гегелем, Кантом, Гумбольдтом, Ницше, Фрейдом,  Винкельманом,  Шпенглером,  Г.Лукачем.  Философские положения этих ученых проанализированы в аспекте их взаимодейст­вия с системой поэтологических понятий Бахтина с акцентом на гене­зисе романа. Исследование Н.Тамарченко в целом ряде смелых, впер­вые сделанных сопоставлений открывает многомерность и глубину бахтинских открытий в области романного жанра, рассмотренного из перспективы исторической поэтики. Особенно интересными и значи­мыми представляются разделы книги, посвященные религиозной фи­лософии и культурфилософии Серебряного века, романные теории которого стали предтечей бахтинского учения о романе.

Труд Н.Тамарченко вырастал из многолетнего диалога с едино­мышленникам и­ учеными, составляющими круг кафедры историче­ской и теоретической поэтики РГГУ, в первую очередь с С.Бойтма­ном, которому посвящена эта книга.

 

Т.ФЕДЯЕВА

 

г.Санкт­Петербург

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2013

Цитировать

Федяева, Т.А. Н. Д. Тамарченко. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция / Т.А. Федяева // Вопросы литературы. - 2013 - №4. - C. 480-481
Копировать