№8, 1984/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Муса Джалиль о методе социалистического реализма

23 апреля 1932 года Центральный Комитет партии принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». «Это историческое решение, – писал М. Джалиль в предисловии к сборнику «Современная татарская литература», – поставило вопрос о творческой работе в центр внимания будущего единого Союза советских писателей. Оно призывало советских писателей еще к более широкому и глубокому показу успехов нашего великого социалистического строительства, дав новую творческую зарядку лучшим представителям советской литературы» 1.

После публикации постановления ЦК в Казани, как и в других городах и республиках нашей страны, началась деятельная подготовка к Первому всесоюзному съезду писателей. 26 мая 1932 года был создан татарский Оргкомитет по подготовке к съезду во главе с критиком Г. Нигмати. Подготовка к съезду сопровождалась горячими спорами по различным творческим проблемам, и прежде всего – о методе советской литературы.

Бытовавшие до этого определения «пролетарский», «марксистский» и т. д., а тем более метод «диалектического материализма» не отражали суть нового метода, вносили теоретическую путаницу. Вот почему в противовес рапповским определениям возник термин «социалистический реализм». Впервые он употребляется на страницах советской печати («Литературная газета») 23 мая 1932 года.

Обстоятельный теоретический разговор о новом методе состоялся на II пленуме Оргкомитета Союза писателей СССР, посвященном вопросам развития советской драматургии (12 – 19 февраля 1933 года). Джалиль, присутствовавший на заседаниях пленума, написал по горячим следам статью «Советская драматургия на новом этапе» 2. Это большая теоретическая статья, поднимающая целый круг проблем, важнейшей среди которых является проблема метода. Этому вопросу в статье посвящен специальный раздел.

Опираясь на материалы пленума и выступления участников (главным образом А. В. Луначарского), Джалиль впервые в татарской печати дает теоретическое обоснование нового термина. «Вовсе не случайно мы взяли в качестве основы реализм, – пишет Джалиль. – Реализм предполагает в качестве основного условия верное отображение жизни (окружающей действительности) такой, как она есть. Вот почему в истории литературы реализм выдвигался на первый план тогда, когда тот или иной класс рос, набирал силу и выполнял прогрессивную роль».

Далее Джалиль говорит об ограниченности критического реализма, возникшего в условиях эксплуататорского строя, и переходит к качественно новому в понятии метода «социалистический реализм», выраженному уже в самом этом определении. «Стиль социалистического реализма (здесь термин «стиль» употреблен в смысле «метод». – Р. М.) поможет нашей литературе раскрыть эпоху социализма во всей ее правде и сложности. Этот стиль подразумевает прежде всего правдивость, смелое раскрытие всей правды о социализме. Ибо социализм сегодня – не голая идея, а совершившийся факт. Отображение этого факта во всей его жизненной конкретности – вот душа нового творческого метода».

Качественное отличие нового метода от реализма предыдущих эпох, подчеркивает Джалиль, в том, что он подразумевает отражение современности и исторического прошлого в свете идеалов социализма. А это предопределяет не только содержание и идейную направленность, но и их художественно-структурные принципы. Джалиль предупреждает об опасности одностороннего понимания нового метода и настойчиво подчеркивает, что метод социалистического реализма не сводится к каким-то формальным отличиям.

Это и форма, в содержание, и идейная направленность, взятые вместе, в их неразрывном единстве.

  1. »Современная татарская литература», М. – Л., ГИХЛ, 1933, с. 9. []
  2. »Коммунист», 15 марта 1933 года. Здесь и далее перевод автора статьи. []

Цитировать

Мустафин, Р. Муса Джалиль о методе социалистического реализма / Р. Мустафин // Вопросы литературы. - 1984 - №8. - C. 174-179
Копировать