№8, 1984/В шутку и всерьез

Литфак на дому

ПАРАД БЕССМЕРТНЫХ

Советские писатели-сатирики были мобилизованы и призваны участвовать в работе Первого съезда писателей, Александр Архангельский, Виктор Ардов, Михаил Пустынин, Григорий Рыклин, Михаил Кольцов, Ильф и Петров, Валентин Катаев, Аркадий Бухов и другие писатели создавали фельетоны, пародии, эпиграммы. Вышедшая в том же году книга «Парад бессмертных» была своего рода итогом съездовской работы сатириков и юмористов. На титульном листе значилось:

«Художественно-оптимистический альманах «Крокодила», посвященный съезду писателей вообще и литературе и ее последствиям в частности. Составлен по наблюдениям, первоисточникам, а также по слухам».

Редактором книги был Михаил Кольцов. Его речь на съезде открывала альманах. «Одному почтенному московскому редактору принесли сатирический рассказ, – говорил Михаил Кольцов. – Он посмотрел и сказал: «Это нам не подходит. Пролетариату смеяться еще рано; пускай смеются наши классовые враги». Укором почтенному редактору был этот ярко оформленный художниками веселый альманах.

Вниманию читателей мы предлагаем отрывки из литературного фельетона «Литфак на дому», который был помещен в книге.

ЛИТФАК НА ДОМУ

Заочные курсы для молодых и пожилых кадров художественной литературы

Составители:

Аркадий БУХОВ, декан,

Валентин КАТАЕВ, ординарный профессор,

Лев НИКУЛИН, экстраординарный профессор

ВНЕШНОСТЬ ПИСАТЕЛЯ

Ничто не играет такой решающей роли в литературной судьбе писателя, как его внешность, то есть, так сказать, форма, которая определяет содержание и удельный вес в обществе.

Попытки выработать стандарт единой внешности для всех писательских единиц неизменно кончались крахом. Да и не мудрено! Сама природа создала людей почти непохожими друг на друга, и, хотя все писатели являются членами одной и той же монолитной организации, тем не менее внешность их весьма разнообразна.

Поясним на наглядном примере.

Писатель Иван Евдокимов и критик В. Катанян. В то время как первый является типичным представителем былинного эпоса васнецовского склада (И. Евдокимов), другого (В. Катанян) мы бы охотно сравнили с лукавым и утонченным вельможей эпохи Псаметиха XXXVII (XV в. до рапповской эры).

Одежда. «По одежке протягивай ножки».

«По платью встречают, по уму провожают».

«Триста одежек и все без застежек».

Все это нами почерпнуто из труда одного из самых оригинальных мастеров стиля (Е. Габрилович. См. его книгу «Седла, звезды, цвел, приобрел, надеван») 1.

а) Толстовка – архаическая форма прозодежды, введенная литорганизацией «Кузница». В настоящее время хождения не имеет и заменяется свободной кавказской рубашкой со множеством пуговиц и накладным наборным поясом (М. Шолохов, А. Фадеев, В. Ставский).

б) Брюки, пиджак. Являясь самым распространенным видом одежды среди гражданского населения, пиджак и брюки, к сожалению, не могут служить отличительным признаком мастера пера, и надо обладать особым изысканным стилем, умением держать себя в обществе, чтобы выделяться и в этой непритязательной одежде (В. Лидин).

в) Гимнастерки, галифе, сапоги. В писательской среде эта форма одежды является результатом удачно заключенных договоров с соответствующими гражданскими организациями. Упомянутые договора различаются по роду оружия, которое наиболее по душе писателю. Люди, не поддающиеся морской болезни на реках Волге, Неглинке, Клязьме и их притоках, предпочитают изящную форму Наркомвода, которая в сочетании с теплыми валенками достигает почти арктического эффекта (Сельвинский). Формы пожарных и вагоновожатых городского транспорта в умелых руках производят не менее сильный эффект (А. Виноградов).

г) Головные уборы, автомобили, сигары, мундштуки, палки и собаки – по вкусу потребителя. Все эти детали внешности мастера пера должны строго соответствовать его стилевым установкам.

Эти краткие сведения являются предварительными, без которых, однако, ни одна культурная печатающаяся единица не может рассчитывать на успех среди писательских организаций. Как-то, прогуливаясь по берегу Луары, великий философ Жан-Жак Руссо обронил фразу: «Лицо – зеркало души» (перевод А. Радловой), на что сопровождавший его в отдалении Всеволод Вишневский («Большое гнездо») промолвил: «Рубай, братишка!»

Эта немногословная беседа мудрецов двух эпох должна служить путеводной звездой тем молодым дарованиям, которые совершенствуют свою наружность, равно как и внутренние ресурсы.

ТВОРЧЕСТВО

С одной внешностью не проживешь. Помимо внешности для нужд творчества требуется также целый ряд немаловажных социально-бытовых факторов, а именно: квартира, отопление (паровое или пароводяное), оснащение, морские купанья, загородная дача, творческие командировки и сытная здоровая пища.

«Как стать писателем?» – спрашивает иногда себя организованный член профсоюза и не получает ответа.

Можно ли представить более тягостное и неопределенное положение, чем человека, который сидит один в своей комнате, лицом к лицу с чистым листом бумаги?

Что делать? С чего начать? О чем писать? Чем, наконец, кончить? С этими мучительными вопросами едва ли может справиться мастер пера в одиночку. «Ум хорошо, а два лучше» – говорит древняя русская пословица (см. русские пословицы, сказки-указки, шутки-прибаутки, опечатки и скороговорки Бабьегородской плотины.

Изд. «Академии»).

  1. Досадная опечатка: книга мастера стиля, Е. Габриловича называется «Ошибки, дожди и свадьбы».[]

Цитировать

Никулин, Л. Литфак на дому / Л. Никулин, В. Катаев, А. Бухов // Вопросы литературы. - 1984 - №8. - C. 268-276
Копировать