№11, 1960/Обзоры и рецензии

Монография о творчестве Сайфи Кудаша

Г. Хусаинов. Творчество Сайфи Кудаша, Башкирское книжное издательство, Уфа, 1959, 227 стр. (на башкирском языке).

За последние годы в башкирском литературоведении замечается некоторое оживление. Закончено издание сочинений в шести томах основоположника башкирской советской литературы Мажита Гафури; выпущены, снабженные предисловиями и комментариями, избранные произведения Шайхзады Бабича, Даута Юлтый, Афзала Тагирова, Имая Насыри, Тухвата Янаби, Булата Ишемгулова – писателей, сыгравших видную роль в зарождении и формировании литературы социалистического реализма в Башкирии. Издаются сборники статей по истории и теории башкирской литературы, монографии о творчестве отдельных писателей и т. д. Главная заслуга в этом принадлежит Институту истории, языка и литературы Башкирского филиала Академии наук СССР.

Значительным событием в литературной жизни Башкирии явилась и книга Гайсы Хусаинова о творчестве Сайфи Кудаша – писателя, известного далеко за пределами республики, имеющего за плечами более чем сорокалетний опыт поэтического труда. Г. Хусаинову в основном удалось раскрыть богатое содержание поэзии С. Кудаша. Критик исследует творчество поэта в тесной связи с теми глубокими переменами, которые произошли после Великого Октября в жизни башкирского народа, не имевшего до революции даже своей письменности, в связи с развитием всей башкирской советской литературы.

Особый интерес представляют 3, 4 и 5-й разделы монографии, где рассматриваются произведения Кудаша, написанные в период революции и гражданской войны, когда башкирская литература проходила сложный, противоречивый путь развития.

Известно, что после победы февральской революции национальная буржуазия на окраинах стремилась использовать в своих целях лозунг о праве наций на самоопределение. Создавались националистические учреждения и организации, стали выходить буржуазного толка газеты и журналы, созывались конференции и съезды, где «доказывалось» право буржуазии на захват власти. При этом буржуазия действовала от имени «всей нации» и пыталась посеять вражду между народами. Так было и в Башкирии, которая к тому же не успела пройти до Октябрьской революции стадии развитого промышленного капитализма. «Из башкир почти не было промышленных рабочих, а большевики башкиры насчитывались лишь единицами. Среди башкирского крестьянства сильно было влияние байско-феодальных элементов. Буржуазные националисты, поддерживаемые байством, имели почти свободное поле действия. Социалистическое движение находилось в зародышевом состоянии» 1.

В этих условиях под влияние националистов попали и некоторые писатели – Ш. Бабич, Б. Ишемгулов, Т. Янаби, С. Кудаш и др. Убедительно анализируя сложные исторические обстоятельства тех лет, Хусаинов раскрывает идейные противоречия в творчестве молодого Кудаша, которые особенно ярко выразились в сборнике стихов «Желание татар» (1918). Объективно оценивая идейно-эстетические ошибки и промахи Кудаша, не выпрямляя его пути, критик в то же время прослеживает главную линию в его творчестве, которая определялась страстным желанием служить трудовому народу, близостью поэта к живой развивающейся жизни. В этом отношении весьма показательно стихотворение «Когда рвались оковы» (1919), открывающее новый период в его творчестве.

Г. Хусаинов показывает активную литературную деятельность Кудаша в 20-е годы. Наряду с повседневной журналистской работой поэт печатает многочисленные стихи, пишет поэмы и рассказы. Творчество его получило всеобщее признание, многие стихотворения, положенные на музыку, стали народными песнями. Это было время поисков новых художественных форм и освоения метода социалистического реализма.

Наиболее полно талант С. Кудаша выразился в лирике. Приводя многочисленные примеры, критик раскрывает ее художественные особенности – задушевность, напевность, близость к народной песне. Об этом же говорит и сам поэт: «Мое творчество, моя художественная манера исходят из песен. Народные песни ввели меня в поэзию. Песня меня сделала поэтом». Действительно, еще в начальный период творчества и в 20-е годы лучшие поэтические произведения Кудаша по своим художественным мотивам приближались к народным песням и частушкам. Устнопоэтаческое творчество народа не переставало быть высоким примером для поэта и в последующие годы (сб. «Республика поет», 1940).

Лирика Кудаша в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время обогащается и по тематике, и по жанрам. Если в военные годы в его поэзии преобладали публицистские стихотворения, обращения с пламенными словами к воинам и труженикам тыла (сб. «Призыв», «Любовь и ненависть», 1942; «От всего сердца», 1943; «Мой односельчанин», 1944; «Моя решу блика», 1945), то в мирное время снова выходят на первый план стихи-песни, лирические миниатюры, эпиграммы. Среди них особое место занимает пейзажная лирика с ее романтическим пафосом, Стихотворения поэта о великой дружбе советских народов (ода «Песня о старшем брате», циклы стихе»»Кавказская тетрадь», «Стихи, прочитанные в Ташкенте» и др.), его проникновенные стихи о родине, партии, о советских людях, вошедшие в «Избранное» («Советский писатель», 1956), получили высокую оценку не только русского читателя, но и таких мастеров поэтического слова, как П. Тычина, М. Рыльский, Я. Колас.

Большое место в творчестве Кудаша занимают поэмы повести и рассказы. Его роман в стихах «Кушкаен» (1934) – одно из лучших произведений башкирской литературы на тему коллективизации сельского хозяйства. Но, к сожалению, анализ этих произведений в книге Г. Хусаинова – ниже возможностей критика. Исключение составляет лишь анализ повести «Навстречу весне» (1954), где автору удалось убедительно раскрыть идейно-художественное своеобразие этого произведения, посвященного дружбе двух замечательных поэтов Габдуллы Тукая и Мажита Гафури. Чаще же всего художественно-эстетический анализ сюжетных произведений критик подменяет пересказом их содержания. Именно методом школьного объяснения «проанализированы» все эпические поэмы Кудаша.

С романом «Кушкаен» дело обстоит несколько иначе. Исследователь сопоставляет его с «Поднятой целиной» Шолохова, «Брусками» Панферова, «Страной Муравией» Твардовского, «Письмами в будущее» Такташа, привлекает для анализа конкретно жизненный материал, который лег в его основу, и т. д. И все же раздел, посвященный, роману «Кушкаен», нельзя признать удачным. Главный его недостаток заключается в том, что автор не рассматривает особенности образного строя произведения. Индивидуальные черты характеров и психологические мотивы поступков героев остаются нераскрытыми (это касается даже главных героев романа Афзала Бикташева и Гузела).

Г. Хусаинов поднимает в своей книге проблемы традиций и новаторства, а также взаимосвязей и взаимовлияния литератур социалистического реализма. В творчестве Кудаша, как и других башкирских писателей, развитие принципов социалистического реализма происходило в неразрывной связи с освоением национальных традиций фольклора, революционно-демократических традиций Габдуллы Тукая, Мажита Гафури и под влиянием русской советской литературы. Огромную роль в развитии башкирской литературы сыграла татарская демократическая литература, которая по национальным признакам близка и понятна башкирам. Достаточно сказать, что Мажит Гафури начал свой творческий путь в традициях татарской литературы и, обогатив ее высокохудожественными произведениями, стал ее классиком. А великий татарский поэт Габдулла Тукай был самым популярным поэтом у башкир.

Г. Хусаинов показывает, как в начальный период творчества С. Кудаш во многом подражал своим учителям – Тукаю и Гафури. Сатирические произведения С. Кудаша 1915 – 1917 годов по художественным мотивам и тематике были прямо связаны с сатирой Тукая, обличающей религиозных фанатиков и невежество служителей мусульманского культа. Но уже в этих ученических подражаниях чувствовались поиски молодого поэта, его стремление найти свой поэтический стиль.

Очень жаль, что при анализе наиболее значительных произведений Кудаша исследователь ограничивает вопрос традиций и новаторства рассмотрением только формы стиха и техники стихосложения. Критик утверждает, что С. Кудаш учился у классиков русской и мировой литературы-Беранже, Гёте, Саади, Хайяма, Пушкина, Некрасова, Горького, Маяковского и др. Естественно, что, называя имена этих столь разных поэтов, Г. Хусаинов не может сказать ничего конкретного о их влиянии на С. Кудаша и ограничивается этим «списочным» перечислением.

В заключение хотелось бы высказать несколько замечаний относительно языка и стиля исследования. Г. Хусаинов умело пользуется поговорками, пословицами, идиоматическими выражениями – все это делает его язык сочным и оригинальным. Но местами стиль его становится тяжелым, наукообразным; в предложениях чересчур сложной конструкции, со множеством лишних слов мысль автора уловить довольно трудно.

Очень часто, когда нужно вполне конкретно и определенно высказать свою точку зрения, автор излишне осторожно, как бы боясь ошибиться, использует глаголы с сравнительными послелогами, которые переводятся на русский язык словами: словно, подобно, возможно, как. Он любит употреблять выражения вроде «автор пытается», «стремится», «хотел» и тому подобные, после которых необходимо дать конкретный ответ, сумел ли писатель осуществить свое «хотение» или «стремление» в художественной форме. Это создает впечатление какой-то неясности, неопределенности авторской позиции и снижает достоинства ценной книги, которая уже получила признание башкирских читателей и которая поможет учащимся средних школ, студентам, преподавателям и всем тем, кто интересуется литературой, глубже понять творчество поэта.

г. Уфа

  1. »Советская Башкирия» (исторические очерки), Башкирское книжное издательство, Уфа, 1957, стр. 72. []

Цитировать

Зарипов, Н. Монография о творчестве Сайфи Кудаша / Н. Зарипов // Вопросы литературы. - 1960 - №11. - C. 224-227
Копировать