№2, 1980/Хроники

Многообразие современного реализма

Четырехдневная международная конференция литературоведов, состоявшаяся в октябре прошлого года в Либлице (ЧССР), была организована Институтом чешской и мировой литературы Академии наук и кафедрой романистики Карлова университета. Тема ее: «Реалистические традиции в современных литературах». Среди участников конференции, помимо большой группы чешских и словацких ученых во главе с академиком Ладиславом Штоллом, – литературоведы из ГДР, Венгрии, СССР, Португалии, США, Франции, Чили.

Непосредственным поводом к созыву конференции было завершение многолетнего коллективного труда чешских и словацких филологов – «Истории французской литературы» в трех томах. Иностранные гости увезли с собой третий том как ценный подарок: по богатству материала, по широте охвата современных литературных явлений эта книга выделяется среди академических трудов подобного рода. В ходе научных заседаний много говорилось о французской литературе, и рабочим языком был французский; но в сферу внимания участников входили и другие национальные литературы (и не только романские). В центре обсуждения были прежде всего актуальные вопросы литературной теории, касающиеся современного реализма в его многообразных проявлениях.

Понятия «реализм», «традиция» не столь однозначны, как это может показаться на первый взгляд, в западной литературной науке на этот счет существуют мнения очень различные. Для марксистов очевидно, что реализм как художественный метод находится в непрерывном движении, развитии, что традиция в нем взаимодействует с новаторством. Притом новаторство, как подчеркнул О. Белич (ЧССР), не равнозначно эксперименту, не всякая экспериментальная литература является подлинно новаторской. В докладе, который прислал в Либлице французский ученый Р. Файоль, были критически проанализированы концепции реализма, имеющие хождение во французских ученых трудах и учебных пособиях: реализм нередко отождествляется в них с позитивистским бесстрастием, описательством, пассивным копированием действительности; С такими взглядами вот уже в течение многих лет энергично воюет Ян Отокар Фишер – и на страницах чешской «Истории французской литературы», все три тома которой вышли под его редакцией, и в собственных монографических трудах о Бальзаке, Стендале, Беранже. И доклад Я». – О. Фишера на конференции в Либлице, и его итоговое заключительное слово были пронизаны мыслью о многообразии форм реализма. Исследование, правдивое воспроизведение жизни человека в его исторической конкретности, в его общественных связях принимает различные формы – в каждой стране и в каждую эпоху. И в наше время эта склонность реализма к интенсивному развитию, к поискам разнообразных средств выражения сказывается особенно явственно: возрастающая социальная активность реалистического искусства сама по себе диктует необходимость таких поисков.

Чешские писатели сыграли немаловажную роль в обогащении реализма XX века; об этом напомнила И. Бернштейн (СССР) в докладе «Традиции чешского романа в развитии европейских литератур». Так, Я. Гашек возродил на новой, революционной основе «карнавальный», плебейский смех Рабле, К. Чапек предвосхитил некоторые характерные черты современной научной фантастики С. Лема, Веркора, К.

Цитировать

Мотылева, Т. Многообразие современного реализма / Т. Мотылева // Вопросы литературы. - 1980 - №2. - C. 303-305
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке