Не пропустите новый номер Подписаться
№3, 2012/Книжный разворот

Мария Боровикова. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х — 1910-х годов)

Мария Боровикова. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х — 1910-х годов). Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2011.

Успех успеху рознь. Удача филологической работы может быть обеспечена, например, богатством привлекаемого фактического материала, или многообразием и точностью частных наблюдений над исследуемыми текстами, или же «воскрешением» полузабытых и вовсе забытых писателей, которое предпринимается в исследовании.

Все это мы находим в небольшой книге М. Боровиковой, но ее главный успех представляется нам удачей иного, более высокого порядка. Автор вслед за своими предшественниками, в первую очередь, М. Гаспаровым и И. Шевеленко, бережно и осторожно вправляет своеобразный «вывих», с которым вот уже более пятидесяти лет приходится жить той области филологической науки, которую за неимением лучшего термина обозначают неуклюжим словом «цветаеведение».

Десятки лет ученые писали о Цветаевой, завороженные ее очень сильными высказываниями о себе и своей поэзии, в итоге складывающимися в стройный автобиографический миф. В частности, десятки лет они принимали на веру цветаевскую броскую формулу: «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие».

И вот, наконец, нашлись филологи, которые решились тщательно и беспристрастно соотнести выстроенную Цветаевой «благоуханную легенду» о своем творчестве с самим этим творчеством, зафиксировать существеннейшие различия и предложить для них внятные объяснения. А это позволило вписать поэзию Цветаевой в реальный (а не ею отфильтрованный и сформированный) контекст эпохи.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2012

Цитировать

Лекманов, О.А. Мария Боровикова. Поэтика Марины Цветаевой (лирика конца 1900-х — 1910-х годов) / О.А. Лекманов // Вопросы литературы. - 2012 - №3. - C. 494-495
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке