В. Бокова. Повседневная жизнь Москвы
В. Бокова. Повседневная жизнь Москвы. М.: Молодая гвардия, 2010. 540 с.
В рамках серии «Живая история: Повседневная жизнь человечества», запущенной издательством «Молодая гвардия» более десяти лет назад, вышло около 80 томов. Тематическое разнообразие соседствует с разнообразием качественным. Так, наряду с «Повседневной жизнью англичан в эпоху Шекспира» можно встретить уже не столь нейтральную «Повседневную жизнь русской балерины» или, что еще замечательней, «Повседневную жизнь инквизиции в Средние века» и «Повседневную жизнь опричников Ивана Грозного». «Повседневная жизнь Москвы в XIX веке» звучит вполне нейтрально и «повседневно».
Автор книги, Вера Бокова, доктор исторических наук, известна как исследователь образа жизни российского дворянства и царской семьи. Уже изданы несколько ее монографий по данной теме, среди которых «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола» и «Отроку благочестие блюсти… Как наставляли дворянских детей».
В рецензируемой книге описана Москва в период между Великим пожаром 1812 года и до конца XIX века, фактически до восхождения на престол Николая II. Чтобы выступить в качестве бытописателя Первопрестольной, нужно иметь в запасе целый набор неописанного, нераскрытого и неисследованного. Особенно после «Москвы и москвичей» В. Гиляровского, блистательный очерк которого затерялся на книжных полках каждого второго дома. Можно раскрыть оглавления обеих книг, задавшись целью найти десять отличий, и не справиться с поставленной задачей. Мне удалось отыскать лишь пять: подробное описание быта духовного сословия, по настоящему живые зарисовки жизни мещан и «фабричных», яркие картины коронаций и несколько страниц о всевозможных парках, бульварах и других местах для гулянья. Все остальное — лишь дополнение и детализация. Количество источников говорит о тщательнейшем подходе Веры Боковой к роли бытописателя. В обширной библиографии Бокова упоминает и Глинку, и Глушковского и даже Гиацинтова, странным образом оставляя за бортом исследования Гиляровского — ни одной ссылки на «Москву и москвичей» нет. Даже когда речь идет об одном и том же событии, описанном в тех же красках, — ни слова о Гиляровском. Лишь за редким исключением можно встретить фразы, вроде «Об этом рассказывал Гиляровский, а он знал, о чем говорил!» (с. 307)
Например, у обоих авторов есть упоминание об «электрическом бале» в середине 80-х годов, на котором впервые было использовано не керосиновое освещение, а электричество. «Первое электрическое освещение провели в купеческий дом к молодой вдове — миллионерше»[1], в нем же был организован и первый «электрический» бал. Соль рассказа заключалась в том, что «макияж, наложенный при керосинке, при новом освещении просто ужасал» (Бокова, с. 91) и «московские щеголихи в бриллиантах при новом, электрическом освещении танцевального зала показались скверно раскрашенными куклами» (Гиляровский, с. 179). «Одна хозяйка дома оказывалась свежа, как персик» (Бокова, с. 91), «была только одна с живым цветом лица» (Гиляровский, с 179). В «Москве и москвичах» источником, на который ссылается Гиляровский, является дневник парикмахера, принесенный последним в редакцию. В «Повседневной жизни» ссылка на источник отсутствует.
Еще один пример касается описания лошадей в пожарных частях Москвы (Гиляровский, с. 163) (Бокова, с. 98), «сочинителей» (Бокова, с. 314) и «аристократов» (Гиляровский, с. 36) с Хитровки, булочника Филиппова и его «саек с изюмом». Есть и много других, уже менее очевидных, но все же обращающих на себя внимание сходств, при отсутствии в «Повседневной жизни». каких-либо ссылок на источник.
При всем сходстве содержания этих двух книг, форма все же различна. Если Москва Гиляровского наполнена человеческими историями, через которые автор раскрывает быт и нравы города, то Москва Боковой — калейдоскоп дневниковых записей, архивных документов, выжимок из статей. Читатель буквально тонет под грудами фактов, цифр, названий, имен. Если описание ярмарки, то огромный список товаров, выставленных на продажу — через запятую. Речь идет о посте — вновь перечень постных блюд на полстраницы, без каких либо комментариев. Стоит отметить, что книга лишена и грамотного заключения, обрываясь на перечислении мест катания на коньках (с. 519): «…в саду при доме Лазарика, там же на Петровке, на Новой Басманной в доме Алексеева и в других местах».
К сожалению, проделанная автором большая работа с указанием на многочисленные источники была облечена не в самую удачную форму изложения, которая, в свою очередь, придала ей несколько небрежный и незаконченный вид. А посему — не лучше ли освежить в памяти живой и правдивый мир дореволюционной Москвы, столь талантливо запечатленный на страницах «Москвы и москвичей»?
Д. ХУНЧУКАШВИЛИ
[1] Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: Правда, 1979. C. 179.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2012