Литературоведение в 1963 году
Минувший год был отмечен рядом знаменательных событий, имеющих большое значение для дальнейшего роста нашей культуры, нашей науки. Состоялись встречи руководителей партии и правительства с деятелями советской культуры. В выступлениях Н. С. Хрущева и Л. Ф. Ильичева были глубоко освещены важнейшие проблемы развития советской литературы, советского искусства, вопросы борьбы с буржуазной идеологией, задачи повышения роли литературы в коммунистическом воспитании народа, повышения ее идейного уровня и художественного мастерства.
В июне прошлого года происходил Пленум Центрального Комитета КПСС, посвященный идеологическим вопросам. В решениях Пленума подчеркнуты большие задачи общественных наук, которые состоят в том, чтобы «обобщать живую практику и исторический опыт масс в борьбе за построение коммунизма, смело, творчески развивать революционную теорию, бороться за ее идейную чистоту…».
ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о новой структуре Академии наук СССР, о расширении сферы ее деятельности, о более близких связях ее с республиканскими академиями наук.
Все эти решения стали основой творческой и организационной деятельности научных учреждений в области литературоведения, оказали благотворное влияние на их работу.
Одна из существенных особенностей истекшего года заключается в том, что деятельность научных институтов стала более целеустремленной, более содержательной.
Новые формы координации исследовательских работ позволили Отделению литературы и языка АН СССР и республиканским научным учреждениям не только в известной мере преодолеть разобщенность и устранить параллелизм в работе, но и создать единый – в масштабе всей страны – план научных исследований на ближайшие годы. Тем самым сделан первый шаг к планомерной общей работе всех научных учреждений Советского Союза в области филологии. Сейчас более, чем когда-либо прежде, мы можем и должны говорить о всесоюзном литературоведении, всесоюзном языкознании не только как о научно-идейных явлениях, но известным образом и как об организованных творческих силах. Мы можем говорить о всесоюзном литературоведении и языкознании еще и потому, что творческие кадры в республиках за последние годы значительно выросли в научном отношении и сейчас представляют собой большой и мощный коллектив, способный решать сложные и ответственные задачи.
Главное место в исследовательской деятельности литературоведов, объединенных в институтах Академии наук СССР, республиканских институтах, в 1963 году занимали проблемы развития литератур социалистического реализма. И это совершенно естественно. Связь литературоведов с процессами строительства коммунизма, с созданием культуры коммунистического общества выражается прежде всего в аналитико-синтетическом освещении творческого опыта советской литературы, в разработке актуальных проблем, выдвигаемых развитием литератур социалистического реализма.
Среди исследований, посвященных этим темам, нужно раньше всего отметить обобщающие коллективные труды по истории отдельных советских национальных литератур. В предыдущие годы были изданы такие книги, как трехтомная «История русской советской литературы», очерки по истории целого ряда национальных литератур, значительное число монографических трудов. В прошлом году исследования в этой области интенсивно продолжались.
Завершена работа по созданию истории украинской литературы советского периода. Опубликованная в 1957 году книга на эту тему подверглась коренной переработке; создан, в сущности, новый труд, в котором широко и интересно освещаются процессы развития советской украинской литературы. В нем содержатся главы, характеризующие достижения советской украинской литературы после XX и XXII съездов Коммунистической партии Советского Союза.
Институт литературы Белорусской Академии наук в 1963 году закончил подготовку двухтомной «Истории белорусской советской литературы», которая является результатом напряженного и вдумчивого творческого труда научного коллектива.
Научные сотрудники Института литературы Армянской Академии наук подготовили к печати второй том «Истории армянской советской литературы». Исследование охватывает военный и послевоенный периоды, в нем характеризуется творчество целого ряда видных представителей советской армянской литературы – Исаакяна, Демирчяна, Заряна и др.
Дагестанский филиал Академии наук СССР завершил работу по созданию «Истории дагестанской советской литературы». Трудности при осуществлении этого исследования были особенно значительными, если иметь в виду то обстоятельство, что его участники должны были обобщать творческий опыт нескольких литератур.
К названным работам следует присоединить очерки (на русском языке), посвященные истории азербайджанской, татарской, молдавской советских литератур и подготовленные республиканскими институтами совместно с Институтом мировой литературы имени А. М. Горького. Очерки эти выполнены на значительно более высоком научном уровне, чем многие из ранее изданных работ аналогичного рода, и представляют собой, в сущности, компактные истории соответствующих национальных литератур.
Характерная черта названных работ состоит в том, что авторы их, опираясь на решения XX и XXII съездов КПСС, с большей глубиной, чем ранее, объективно и многосторонне раскрывают процессы развития советских национальных литератур, преодолевают теоретические заблуждения и предрассудки, бытовавшие в период культа личности Сталина; в работах обстоятельно анализируются и оцениваются литературные явления, которые в тот период замалчивались либо характеризовались произвольно. Верное освещение творческого труда талантливых писателей, произведения которых в свое время оказались недоступными для читателей, не только восстанавливает историческую справедливость, но дает возможность в полной мере, с научной убедительностью охарактеризовать историко-литературный процесс.
В 1963 году завершен ряд исследований, посвященных жанрам советской литературы, в частности роману. И в предшествующий период времени развитие романа было предметом специального изучения в наших исследовательских институтах. Опубликованы или подготовлены к печати труды о современном чехословацком, французском, американском, мексиканском романе и т. д. В истекшем году закончено несколько работ, характеризующих развитие советского романа, его отдельных видов. В числе этих исследований коллективный труд, выполненный в Институте русской литературы (Пушкинский дом), – «История русского советского романа». В нем рассматривается предыстория русского советского романа, эволюция его в 20 – 60-е годы, раскрывается типология советского романа, его новаторская сущность, его мировое значение. Не обособляя роман от развития советской литературы в целом, авторы книги вместе с тем сосредоточили свое внимание на изучении специфических проблем жанра. Произведения крупнейших романистов рассматриваются в труде не в специальных монографических главах-«портретах», а в процессе анализа общего движения романа. Работа эта представляет собой наиболее обстоятельное и широкое освещение данной проблемы, имеющееся в нашей исследовательской литературе. Здесь нелишне вспомнить о том, что Пушкинский дом недавно опубликовал двухтомную историю русского классического романа. Новый труд является одновременно и продолжением и завершением исследований по этой большой теме.
Характеристике современного грузинского романа посвящена книга Г. Мерквиладзе «Воззрение художника», в которой рассматриваются вопросы изображения нового человека в романе, индивидуального стиля романиста, своеобразия советского романа-эпопеи и др. В Институте языка и литературы АН Узбекской ССР научным сотрудником А. Вулисом подготовлена к печати монография «Советский сатирический роман. Эволюция жанра». Прослеживая развитие сатирического романа, автор книги вместе с тем ставит некоторые теоретические вопросы, рассматривает идейно-художественные принципы сатирической прозы, ее структурные особенности.
Актуальность исследований, разрабатывающих проблемы советского романа, яснее выступает на фоне тех теорий кризиса романа как жанра, которые усиленно пропагандируются сейчас буржуазными критиками и литературоведами. Положениям о кризисе романа советская литература на практике, критика и литературоведение в научном обобщении противопоставляют реальный процесс бурного развития романа социалистического реализма. Важность этих исследований отчетливо предстает в свете острых дискуссий о путях развития современного романа, которые ведутся в печати различных стран и которые широко развернулись на недавней международной встрече писателей в Ленинграде.
В истекшем году закончено несколько исследований, характеризующих развитие советской драматургии. Сюда относится новая книга А. Богуславского и В. Диева – о русской советской драматургии 1936 – 1945 годов, – вызывающая несомненный интерес как попытка дать целостное, обобщенное представление о процессах развития русской советской драматургии.
В Институте литературы и языка Молдавской Академии наук завершена работа на тему «Молдавская советская драматургия» (автор – Х. Корбу); в ней прослеживается развитие молдавской советской драматургии с момента ее возникновения до наших дней, дается анализ наиболее значительных произведений молдавских драматургов. Л. Демидчик (Институт литературы и языка Таджикской Академии наук) подготовила к печати книгу «Таджикская драматургия 40 – 50-х годов», в которой, в частности, рассматриваются вопросы социалистического содержания и национальной формы, новые черты героя и др.
Особый раздел выполненных в 1963 году исследований составляют труды, посвященные творчеству отдельных выдающихся художников слова. Третий том монографии В. Перцова завершает его большое и ценное исследование о жизни и творчестве Маяковского; созданы работы «Маяковский и проблемы новаторства», о мастерстве Шолохова, драматургии Хамзы, творчестве Гафури и др.
В значительно меньшей степени может удовлетворить раздел исследований, разрабатывающих вопросы теории и истории социалистического реализма, вопросы методологии литературоведения. В планах исследовательской деятельности ряда республиканских институтов теоретические проблемы представлены очень бедно, а нередко и вовсе отсутствуют. Но при общей неудовлетворенности нынешним состоянием исследований по вопросам теории социалистического реализма, методологии литературоведения мы были бы не правы, не оценив по достоинству некоторые значительные работы в этой области.
Несколько исследований, законченных в 1963 году, посвящено генезису социалистического реализма – проблеме, представляющей большой интерес и малоосвещенной в научных работах. В Институте мировой литературы подготовлен коллективный труд «Генезис социалистического реализма в капиталистических странах». На широком материале в нем исследуется становление метода социалистического реализма в литературе ряда капиталистических стран, различные национальные пути его развития. В работе показано, как зарождались первые ростки нового творческого метода в литературе чартизма, немецкой революционно-демократической литературе 1848 года, литературе Парижской коммуны, английской социалистической литературе 80-х годов. Развитие этого процесса прослеживается также в творчестве ряда крупнейших современных писателей.
«Формирование социалистического реализма в литературах западных и южных славян» – так называется коллективный труд, изданный Институтом славяноведения. В нем на материале литератур Болгарии, Польши, Чехословакии, Югославии решаются теоретические проблемы, раскрываются историко-литературные закономерности, своеобразие развития социалистического реализма в славянских странах.
К названным работам по своей проблематике близко исследование, выполненное в Институте литературы Белорусской Академии наук В. Ивашиным под названием «У истоков социалистического реализма». Автор книги характеризует основные тенденции историко-литературного процесса в Белоруссии на протяжении первой четверти XX века, выясняет своеобразие реализма белорусской литературы в предоктябрьский период и после Октября. Большое внимание в этой работе уделяется художественному наследию Янки Купалы и Якуба Коласа, выяснению их роли в становлении нового художественного метода.
Из других исследований, посвященных вопросам теории социалистического реализма, следует назвать коллективный труд «Творческий стиль и позиция писателя», подготовленный в Институте русской литературы. В этом исследовании рассматривается вопрос о многообразии стилевых исканий в современной советской литературе. Авторы труда показывают связи этих исканий с разнообразием жизненного материала, творческой индивидуальностью писателя, его идейной позицией.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.