№5, 1964/Обзоры и рецензии

Неизвестные страницы Слепцова

«Василий Слепцов. Неизвестные страницы», «Литературное наследство», т. 71, редактор тома С. Макашин, Изд. АН СССР. М. 1963, 544 стр.

На суперобложке очередного тома «Литературного наследства», целиком посвященного творчеству писателя-демократа Василия Алексеевича Слепцова, напечатаны слова, сказанные о нем Л. Толстым: «…его совершенно напрасно забыли…».

Разумеется, это горький упрек, обращенный к прошлому. Именно в советскую эпоху, благодаря энергичным усилиям Горького, Слепцова начали издавать и изучать.

Заметной вехой стал выход двухтомного собрания сочинений Слепцова (1932), в котором К. Чуковский заново прочитал тексты и уточнял многие факты биографии писателя. Помещенная в этом издании статья К. Чуковского «Тайнопись Василия Слепцова в повести «Трудное время» раскрыла потаенный смысл этого замечательного произведения и привлекла к нему внимание читателей.

Слепцова у нас не забыли, он издается и читается. Но наша литературная наука в долгу перед ним. Интерес к творческому наследию писателя-демократа, проявившийся в 30-е годы, постепенно угасал, о нем мало и редко писали. А ведь перед нами личность незаурядная, разносторонняя, писатель с очень интересной биографией, художник большой культуры, высоко ценимый Толстым, Чеховым, Горьким.

Где же книги о жизненном пути и о творчестве этого писателя? И не от того ли, что их нет не только о нем, но и о других представителях демократической литературы 60-х годов, нередко такие разные по своему творческому облику писатели, как Слепцов, Помяловский, Н. Успенский, Решетников, Левитов, рассматриваются без учета индивидуальных особенностей их стилей.

Хочется верить, что выпуск специального тома «Литературного наследства» привлечет внимание исследователей к изучению творчества Слепцова.

До сих пор считалось, что в последнем издании сочинений Слепцова (1957) его творчество было представлено почти полностью. Сейчас объем произведений писателя увеличен на треть.

Значительная часть впервые публикуемых материалов была найдена М. Семановой в фондах секретного Архива III отделения. Изучение бумаг, конфискованных жандармерией при аресте Слепцова 30 апреля 1866 года по делу Каракозова, позволило также установить его авторство по отношению к ряду статей и фельетонов, напечатанных под псевдонимом или без подписи.

Дело, однако, не только в объеме найденного. Помимо ряда новых страниц превосходной слепцовской прозы, читая этот том «Литературного наследства», мы открываем для себя сейчас совершенно неизвестные грани дарования писателя. Слепцов-критик, Слепцов – плодовитый и умный публицист – все это нам было неведомо и все это дает возможность по-новому оценить размах его творчества.

Большое значение имеет публикация Л. Евстигнеевой ранней редакции незаконченного романа «Хороший человек». Главы из этого романа, появившиеся в 1871 году в «Отечественных записках», не принесли писателю успеха, так как он не смог провести сквозь цензуру свой первоначальный замысел. Трудно было понять идею произведения, характер его главного героя. Ранняя редакция показывает со всей убедительностью, что Слепцов ставил перед собой цель изобразить в Теребеневе тех представителей демократической интеллигенции, которых не сломила реакция. Это демократ, преследуемый реакцией, страстно ищущий новых методов борьбы с несправедливым общественным строем. Таким образом, наше представление о демократическом романе 60 – 70-х годов XIX века обогащается новым знаменательным фактом.

Ряд рассказов, сцен и очерков, публикуемых впервые, таких, например, как «Бабье сердце», <«Раннею весною, на фоминой неделе…»>, «Ненастный день», «В вагоне III класса», отражает в полной мере зрелое мастерство Слепцова и, несомненно, украсит будущее собрание его сочинений. Исследователи Слепцова рассматривали до сих пор рассказ «Свиньи» (1864) как шутку, лишенную общественного содержания. Публикуемый теперь неизвестный отрывок из этого рассказа и комментарий к нему, составленный П. Рейфманом, заставляют совершенно по-новому прочесть это произведение. Оказалось, что «Свиньи» – смелая, но тщательно замаскированная сатира, направленная против шовинистической пропаганды в связи с восстанием в Польше. Этот рассказ – пример блестяще примененного Слепцовым метода «тайнописи», смысл которой был ясен современникам и не-понят потомками.

Слово «тайнопись», как правило, применяется у нас в связи с «Трудным временем». Но мы можем с уверенностью говорить о «тайнописи» как характерной черте стиля Слепцова вообще, проявляющейся и в художественных его произведениях, и в публицистике. Исследователям предстоит большая и увлекательная работа по выяснению своеобразия «эзопова языка» Слепцова.

Рецензируемая книга открывает возможность заглянуть и в такую область, которая вообще пока была недоступна: в творческую лабораторию писателя. Публикация записной книжки Слепцова 1860 – 1864 годов позволяет увидеть процесс формирования замысла такого, например, замечательного цикла очерков, как «Владимирка и Клязьма». Мы видим, как отбирались для него факты, как реализовался намеченный план. Материалы записной книжки писатель использует также в ранних рассказах, в «Трудном времени», в «Письмах об Осташкове». Записная книжка и публикуемые в томе списки пословиц и поговорок, написанные рукой Слепцова, показывают отношение его к фольклору, к народному языку, опровергая версию о Слепцове – бесстрастном копиисте, натуралистически воспроизводящем народную речь.

В своих оценках литературных явлений Слепцов идет вслед за революционными демократами, сохраняя, впрочем, самостоятельность суждений. Комментаторы тома верно относят незаконченную статью Слепцова «Что такое губернаторша?..» к 1860 году, когда было впервые напечатано запрещенное ранее цензурой письмо Гоголя к А. О. Смирновой «Что такое губернаторша?». Непримиримая к заблуждениям Гоголя, резкая и суровая в осуждении его реакционных утопий, эта статья в своей общей направленности была вполне созвучна оценкам, какие давали великому художнику революционные демократы.

Подлинной находкой является также запрещенная статья Слепцова об Островском (публикация В. Бограда), сохранившаяся в гранках и написанная в связи с постановкой (после долгого запрета) комедии «Доходное место» на сцене Александрийского театра. Это яркий образец публицистической критики революционных демократов. Самый спектакль служит в ней лишь поводом для острого обличения либеральных реформ 60-х годов, в связи с этим по-новому оцениваются Слепцовым обличительные речи Жадова. Слепцов не видит разницы между Жадовым и его окружением. Подлинным героем, по его мнению, может быть лишь человек, который бы и «подковы гнул и действовал по собственному капризу и по своей воле». Недвусмысленный намек на Рахметова!

Может считаться окончательно доказанной также принадлежность Слепцову статьи «Тип новейшей драмы» (1868), посвященной пьесам Лескова, Потехина и др. и ранее приписывавшейся то Салтыкову-Щедрину, то П. М. Ковалевскому, то Слепцову (публикация И. Серегина).

Словом, новый том «Литературного наследства» интересно показывает нам Слепцова – литературного критика. Важно эти материалы осмыслить и теоретически обобщить.

После ареста Чернышевского обозрение общественной жизни в «Современнике» вели Салтыков-Щедрин и Слепцов. Роль Слепцова в этой работе становится известной нам лишь теперь. Для окончательного суждения о публикуемых циклах фельетонов и обозрений Слепцова в «Современнике», «Искре» и «Женском вестнике» потребуется еще время, но уже сейчас можно согласиться с автором вступительной статьи к то´му К. Чуковским, считающим публицистику Слепцова новым и важным дополнением к фонду революционно-демократической публицистики 60-х годов. Слепцов-публицист выступает как непримиримый борец с реакцией, наступившей после спада революционной волны. Реакционная деятельность правительства и либеральные реформы, положение обманутого крестьянства и лживая либеральная печать, жизнь столицы и провинции, политика и общественная жизнь, быт и психология в годы реакции – ничто не ускользает от внимания публициста. И все это дано в статьях, необычайно ярких по форме и приемам сатирической интерпретации материала, своеобразных по манере повествования и «эзопову языку».

Заключает том раздел, носящий название «Биографические материалы». Он служит весьма ценным дополнением к нашим все еще довольно скудным сведениям о жизненном пути писателя. Читатель найдет здесь полицейские документы об аресте писателя по делу Каракозова, интересные воспоминания о Слепцове, документы о знаменитой слепцовской «Знаменской коммуне» и ряд других материалов.

Как всегда в «Литературном наследстве», публикуемые тексты тщательно подготовлены. Составители тома проделали большую работу по их изучению и истолкованию. Правда, вступительные статьи к произведениям Слепцова носят чаще всего характер комментариев, но пусть они положат начало серьезным, добротным исследованиям новых материалов. Почва вспахана, и всходы, надо полагать, не заставят себя ждать.

Цитировать

Ждановский, Н. Неизвестные страницы Слепцова / Н. Ждановский // Вопросы литературы. - 1964 - №5. - C. 213-215
Копировать