№9, 1980/Обзоры и рецензии

Литературный Донбасс вчера и сегодня

«Донбасс: писатель и время». Общая редакция С. А. Крыжанивского, «Донбасс». Донецк, 1979. 344 стр.

В последнее десятилетие вышло немало книг, рассказывающих всесоюзному читателю о литературах разных регионов нашей страны. Это сборники или одного автора, – как, например, книга В. Оботурова о литературе Вологодской области, В. Канашкина, посвященная творчеству писателей Краснодарского края; или же нескольких, – как вышедший в самом конце прошлого года в Донецке сборник «Донбасс: писатель и время». Это труд 27 авторов, который представляет собой законченную картину литературной жизни Донбасса, имеющего богатые традиции, со своей историей, не очень долгой, но органично входящей в историю литературы всей нашей многонациональной страны.

Во вступительной обзорной статье «Литературный пласт» составитель сборника Е. Волошко знакомит нас с историей становления и развития литературы Донбасса. Шахтерский край, славный своими пролетарскими поэтами А. Чижиком, С. Дальней и другими, публиковавшими свой стихи в «Правде» еще до первой мировой войны, был родиной таких известных писателей, как Б. Горбатов, П. Беспощадный, И. Ле, Ю. Черный-Диденко и др. Здесь еще в сентябре 1923 года (на год с лишним раньше, чем «Новый мир») вышел первый номер литературного журнала «Забой» – предшественника теперешнего «Донбасса», – на базе которого в 1924 году была создана литературно-творческая организация, носившая имя журнала. Шаг за шагом прослеживает Е. Волошко путь донбасской литературы от «Пионерской литературной газеты» – единственной в то время в нашей стране – до двух больших писательских организаций (Донецкой и Ворошиловградской), своего издательства и журнала.

Статьи сборника представляют собой или тематические обзоры (например, «Неиссякаемый источник вдохновения. Ленинская тема в творчестве писателей Донбасса» Н. Федорчука; «Испытание на прочность» – статья о Великой Отечественной войне в произведениях донецких писателей И. Стебуна и Л. Гавриловой и т. п.), или очерки-портреты современных прозаиков и поэтов шахтерского края (как Л. Новиченко, «Грани лирического образа» – о творчестве Л. Талалая; Г. Щуров, «Моя владычица – работа», – о М. Фролове), или же подробные критические разборы наиболее значительных произведений прошлых лет: романа А. Чепижного «Гагаи» (Л. Семенова, С точки зрения общенародной судьбы), книги П. Байдебуры «На степовому розгоні» (В. Шаповалов, Характер героя).

Статьи книги, написанные в большинстве своем достаточно профессионально, никак не назовешь периферийной или провинциальной критикой. Это понятие вообще изживает себя. Как верно писала М. Яхонтова, сейчас уже нет оснований резко противопоставлять периферийные сборники и сборники, выпускаемые в Москве, Ленинграде или Киеве1. Так, интересной, живо и точно написанной представляется статья С. Медовникова, анализирующего творчество молодого поэта Б. Ластовенко.

Творчество ряда художников слова разбирается во всей полноте: Н. Чернявский представлен и как прозаик, и как поэт, и как очеркист (Н. Дубина, Верность жизненной правде), Г. Кривда – как поэт и прозаик (Н. Федорчук, Жизнь и открытие души).

О некоторых известных писателях Донбасса в сборнике нет специальных очерков, но их произведения, упоминаемые в нескольких обзорных статьях, видятся нам с разных сторон, что дает возможность составить и об их творчестве определенное представление.

Как уже говорилось, в рецензируемом сборнике много авторов и много «героев». Но все же и здесь нетрудно найти основную мысль, идею, связующую все статьи книги. О необходимой для людей творчества социальной активности, о гражданственности пишут и Г. Щуров, и И. Губарев (кстати, в статье И. Губарева являются объектом анализа стихи самого Г. Щурова), и А. Галич (его статья так и называется «С позиций гражданина»), и многие другие. «Чувство большой сопричастности ко всему происходящему, ощущение неразрывной связи со своей землей, со своим народом» (стр. 295) – вот что особо вычленяют в произведениях писателей и поэтов Донбасса авторы сборника.

Донбасс – край шахтерский, рабочий. И конечно же, в центре большинства книг – человек труда, самый обыкновенный «советский человек с его радостями и тревогами, с его сложным интеллектуальным и эмоциональным миром, с его активной позицией по отношению ко многим проблемам современной жизни» (стр. 315). У истоков освоения рабочей темы в Донбассе стоят стихотворения В. Сосюры, «Мое поколение» Б. Горбатова, «Сталь и шлак» В. Попова, «Каменная книга» П. Беспощадного. Самые первые «шаги зарождения будущего рабочего класса в Донбассе» (стр. 205) показывает П. Байдебура в книге «На степовому розгоні». О том, кто и как продолжает «эти славные начинания сегодня», – статья В. Кичигина «Пути образного воплощения». Разбирая романы современных прозаиков В. Белоусова, Г. Володина, В. Мухина, К Крахмалевой, В. Кичигин делает вывод: «Обзор прозы донбассовцев, посвященной рабочей теме, позволяет говорить о том, что в ней четко наметились и определились подходы к созданию образа человека труда» (стр. 155). Да, только еще «наметились… подходы». Г. Марков сказал на Всесоюзной творческой конференции в Харькове: «В действительности деятельность рабочего класса гораздо насыщеннее, многограннее тех представлений, которые воссоздаются порой в художественной литературе. Образ рабочего человека сложнее и богаче того образа, который подчас рисуется на страницах наших произведений» 2. Не все и не всегда удается пока в разработке этой темы у литераторов этого района, о чем пишут и многие авторы сборника.

К сожалению, иногда не на высоте оказываются и сами критики. Так, В. Шаповалов, анализируя роман И. Мельниченко «Черные абрикосы», вышедший в 1979 году, считает примечательным достоинством этого романа «насыщенность современными проблемами». Но какие же проблемы он называет в числе тех, что подняты и решаются в книге? «Как преодолеть штурмовщину, уменьшить текучесть кадров, совместить выполнение плана с одновременным переоборудованием цехов? Как лучше использовать практиков и молодых дипломированных специалистов?..» (стр. 304). Проблемы эти важны для завода, производства, но никак не для романа.

Наивными представляются жалобы некоторых авторов статей на то, например, что мало создано художественных произведений о той или иной профессии. Л. Семенова считает «наименее художественно исследованной профессию железнодорожников» (стр. 193), а К. Спасенко сетует на то, что «о горняках написано все еще мало» (стр. 219).

Отдельно хотелось бы сказать об очерке Бориса Полевого «Слово о богатом человеке». Он нарисовал яркий портрет бывшего рабочего, ныне писателя В. Титова, совершившего в своей жизни два подвига: один, когда, спасая жизнь товарищей, не жалея себя, он предотвратил на шахте катастрофу; другой, когда без обеих рук сумел не «выйти из строя», остаться полезным людям, написать повесть «Всем смертям назло…», «ставшую одной из самых интереснейших книг времени» (стр. 185). В. Титов не остался автором одного произведения. Б. Полевой называет в очерке «небольшой и очень поэтичный рассказ «Чибис», повесть «Ковыль – трава степная» и «третье значительное произведение «Раздел», в котором он (В. Титов. – Л. Ш.) уже проявил себя как писатель с собственным почерком, с собственным видением мира, со своим взглядом на события текущей жизни» (стр. 186).

В чем-то перекликается с этим очерком статья И. Белогуба «Художественное воплощение подвига», анализирующего различные произведения, посвященные подвигу молодогвардейцев во время Великой Отечественной войны.

Примечательно, что почти ни один писатель или поэт, переживший войну, не прошел мимо нее в своих творениях. Пусть не сразу, пусть через несколько лет, может быть, не прямо, а косвенно, каким-либо образом затрагивая судьбы действующих лиц, война обязательно присутствует в их произведениях. Верен военной теме Н. Рыбалко (очерк Н. Шилина «Вторая высота»), война является одним из неизменных мотивов стихов В. Труханова (очерк Н. Зайцева «Страна поэта»), отражается в «удивительно достоверных», «бесхитростных» рассказах П. Чебалина (очерк К. Спасенко «В потоке жизни»). О том, как воспринималась война поэтами Донбасса в те суровые годы — статья И. Волошко «Донбасс и украинская поэзия периода войны. К 35-летию Победы в Великой Отечественной войне. 1945 – 1980».

Одно из самых трудных и ответственных испытаний для нашего народа оставило свой след и в душах тех, кто по возрасту не участвовал в боях или даже еще не успел родиться. Доказательство этому – стихи А. Белоуса, В. Калиниченко, В. Кострыкина, В. Мамнева и других, вышедшие в издательстве «Донбас» в серии «Первая книга поэта». Десять сборников этой серии выпустило издательство за полтора года. Их и анализирует в заключительной статье рецензируемой книги А. Лазоренко, анализирует с желанием «по возможности отыскать здесь зерна истинной поэзии с тем, чтобы помочь авторам в их творческом росте» (стр. 332).

Закончилось десятилетие, и вполне понятно, что авторы сборника стремятся подвести итоги. Так, в отличие от А. Лазоренко, посвятившего свой обзор молодым 70-х, А. Галич («С позиций гражданина») выделяет лучшую, по его мнению, документальную книгу этих лет – «Смерти смотрели в лицо» В. Шутова.

К сожалению, не все получается у авторов сборника. Обзоры несколько однообразны композиционно, выводы авторов иногда бездоказательны,

чисто декларативны некоторые утверждения. Верно поняла Л. Мельниченко суть творчества Г. Володина («Лебеди Григория Володина»). Это, пожалуй, одна из наиболее ярких портретных характеристик в книге. Но автору не хватает строгой аналитичности, ее речь порой неумеренно эмоциональна. Так, например, говоря о книгах анализируемого автора, она пишет: «…Как жизнь в зерне, которому еще предстоит пробиться, проклюнуться, прорасти»; «…Перья на хвосте – одно, другое, третье!» (стр. 225); «Но интонация, но первый звук взяты так верно в повести, что мы не возражаем – мы слушаем, читаем дальше» (стр. 229). Историю становления из шахтерского паренька поэта, ныне главного редактора журнала «Донбасс», рассказывает в статье «Выбор цели» Е. Лукьяненко. Автор упрекает поэта за некоторую «стереотипность и неточность» (стр. 282), а сам пишет статью, обходясь очень малым словарем. Например: «Уловить движение времени, развитие его нравственной и деловой сущности и продвинуться вперед – задача познания и художественного развития, которая всегда стоит перед А. Кравченко» (стр. 280; подчеркнуто мною. – Л. Ш.; см. также стр. 280 – 281). Отдельные, в общем правильные, мысли Ф. Пустовой («Источники творчества») выражены в ряде случаев «школьным», ученическим языком, а иногда и просто косноязычно. Так, совершенно непонятно, что собиралась она сказать в следующей фразе: «Источник драматизма – жизненный факт, доложенный в основу произведения, и способ изображения его» (стр. 260).

Но не хотелось бы заканчивать рецензию разбором, пусть довольно многочисленных, но все-таки в основном стилистических, погрешностей. Положительным примером, пожалуй, может служить хорошо, точно, с верных критических позиций написанная небольшая статья И. Губарева о творчестве Г. Шурова. Нестандартные слова сумел найти автор для характеристики лирического героя поэта.

В целом сборник «Донбасс: писатель и время» еще раз доказывает, что есть в шахтерском крае не только талантливые писатели и поэты, но и свои критики, немало делающие для дальнейшего развития и совершенствования литературы своего края.

  1. См.: М. Яхонтова, Магистральные линии среди многообразия тем, «Вопросы литературы», 1979, N 9, стр. 290.[]
  2. «Социалистическая индустрия», 22 мая 1980 года. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №9, 1980

Цитировать

Шарапкова, Л. Литературный Донбасс вчера и сегодня / Л. Шарапкова // Вопросы литературы. - 1980 - №9. - C. 304-308
Копировать