№2, 1973/Обзоры и рецензии

Литературные портреты

И. Соколова, Такими они были, такие они есть (Воспоминания и раздумья), «Лиесма», Рига, 1972, 186 стр. (на латышском языке).

Своеобразие критических выступлений Ингриды Соколовой заключается в том, что ее глубоко интересует не только результат творческого процесса, но и подробности биографии писателя, истоки, мотивы возникновения замыслов, творческая психология. Со многими писателями она знакома не только по их книгам, долголетняя дружба связывала и связывает ее с ними, поэтому свой сборник эссе она и назвала книгой «воспоминаний и раздумий».

О ком же пишет И. Соколова? Это Вилис Лацис, Роберт Селис, Ян Судрабкалн, Индрикис Леманис, Ян Ниедре, Эдуард Салениек, Эвальд Сокол, Велта Спаре, Владимир Кайяк – литераторы разных поколений, разного творческого почерка, объединенные, однако, общими чертами: гражданским горением, глубоко партийным восприятием жизни. Все они занимают достойное место в литературном процессе Латвии. К каждому из этих столь разных писателей И. Соколова сумела найти свой особый подход, свое мерило ценности их вклада в советскую литературу, сумела выявить их индивидуальность.

Рисуя портрет прозаика, В. Кайяка, автор прежде всего знакомит нас с ним, с человеком чутким и отзывчивым, у которого, говоря словами Юхана Смуула, низок «порог боли» – черта немаловажная для художника.

Размышляя над книгами В. Кайяка, И. Соколова раскрывает сильные и слабые стороны таланта писателя (последние показывает с прямотой и в то же время с большим тактом); на лучших работах (в особенности повести «Сатана») она раскрывает потенциальные возможности писателя, его сильные стороны. Анализ творчества В. Кайяка дал толчок и для теоретических размышлений о взаимосвязи фактического материала с замыслом писателя, о роли сюжета в рассказе и его социально-психологическом наполнении, о специфических особенностях советского детективного романа.

«Писатель богат, если богата его биография. Писатель вдвойне богат, если его биография представляет биографию целого поколения, если она тесно связана с историческими поворотами в судьбах своего народа». Такими словами И. Соколова начинает свой монографический очерк «Велта Спаре пишет биографию поколения».

У В. Спаре действительно такая счастливая и в то же время суровая биография. Она отражена во всех ее произведениях. В них мы видим безрадостное детство в семье пиебалгского крестьянина-бедняка, мир, раздираемый противоречиями, учебу и комсомольскую работу в бурные 1940 – 1941 годы, фронтовые дороги и трудное начало мирной послевоенной жизни, видим, как переоценивались многие ценности писательницей, видим ее путь от журналистики к литературе.

Великая Отечественная война является самым значительным событием в жизни В. Спаре и ее современников, которым, говоря ее же словами, «пришлось стать тем живым мостом, по которому шагают будущие поколения». Жизнь и творчество В. Спаре особенно близки И. Соколовой потому, что она сама прошла такую же школу жизни, такие же фронтовые дороги, и наследие войны тяжелым бременем легло на ее плечи и в мирные годы. Страницы, посвященные В. Спаре, привлекают не только точностью анализа, но и публицистической страстностью, образностью, тем эффектом сопереживания, который позволяет критику видеть мир в тех же красках, в каких видит их писатель.

В свое время немало труда И. Соколова посвятила изучению жизни в творчества народного писателя Латвии В. Лациса. Новый материал об отдельных периодах жизни и творчества мастера латышской прозы она собрала и в последние годы – встречалась с людьми, у которых были тесные связи с писателем, в ее распоряжении находятся многие его письма. В очерке «Еще раз о Вилисе Лацисе» использованы письма В. Лациса и к самой И. Соколовой. Новый материал о Лацисе относится к периоду с 1935 по 1964 год. Становление общественно-политических взглядов писателя, его отношение к событиям своего времени, история создания его книг, «тайны» творческой лаборатории – все это еще раз, часто по-новому, раскрывается перед читателем.

К лучшим очеркам книги «Такими они были, такие они есть» принадлежит и очерк – «Роберт Селис – рассказывая о себе и оценивая других», Несколько лет тому назад вышла монография И. Соколовой о Р. Селисе, однако новое эссе о нем содержит много интересного; писательница в течение восемнадцати лет, встречаясь и переписываясь с Р. Селисом, из своих бесед и писем отобрала самое существенное. Внутренний мир старейшего мастера латышской прозы предстает перед читателем теперь в более полном освещении.

Говоря о стихах Судрабкална, автор концентрирует внимание на эрудиции поэта, его «чутком, хрупком, романтически беспокойном сердце». «Обширные познания нужны поэту не только для себя, своего мастерства, – пишет И. Соколова, – а для всех, для обогащения многих. С таким богатством следовало бы жить каждому художнику, жить и щедро делиться, как поступает Судрабкалн. И с мыслями о судьбах человечества. С мыслью о Ленине и ленинизме».

Эссе И. Соколовой написаны живо, образно, с подчеркнуто личным отношением и заинтересованностью. Правда, в иных очерках яркость эта тускнеет, например в разделах об И. Леманисе и Э. Соколе. Хотелось бы также больше нового узнать о Я. Ниедре.

Некоторые возражения вызывает композиция книги. Не правильнее ли было бы расположить эссе в обратном порядке – начать с писателей старшего поколения и закончить творчеством молодых? В книге найдем отдельные утверждения и отдельные мысли, недостаточно аргументированные…

Выдвинутые в книге И. Соколовой вопросы формирования личности художника, мастерства писателя, диалектики искусства и жизни важны и актуальны, они вызовут несомненный интерес не только у широкого читателя, но и у специалистов-эстетиков и психологов творчества.

Петерис ЗЕЙЛЕ

г.Рига

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973

Цитировать

Зейле, П. Литературные портреты / П. Зейле // Вопросы литературы. - 1973 - №2. - C. 264-265
Копировать