Грибоедовские типы
И. Медведева, «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Массовая историко-литературная библиотека», «Художественная литература», М. 1971, 100 стр. Работа опубликована вместе с исследованием Г. Макогоненко «Евгений Онегин» А. С. Пушкина».
Александр Блок считал «Горе от ума» произведением «единственным в мировой литературе, неразгаданным до конца». Ю. Тынянов сетовал на «полное непонимание пьесы» исследователями. Не потому ли современные литературоведы все еще продолжают искать новые истолкования бессмертной комедии? Да это и не удивительно: любое истинно глубокое по своему замыслу художественное произведение рождает множество концепций.
Интересную «разгадку» пьесы предлагает нам И. Медведева в своей небольшой по объему работе, которая вышла в «Массовой историко-литературной библиотеке».
Грибоедов в письме к Катенину (февраль 1825 года) объясняет сюжет комедии: «…И этот человек (Чацкий. – В. В.), разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим…». Вот где исходная позиция почти всех исследователей. И. Медведева сводит «противостояние» Чацкого всему обществу к антитезе: Чацкий – Молчалин. Автор всесторонне раскрывает эту формулу в историческом и психологическом плане.
Новая историческая обстановка «сделала молчалиных… оплотом департаментско-казарменной России… Что касается Фамусова и всех фамусовских, то они вовсе не были теперь оплотом власти, а лишь обветшалой ее поддержкой», – пишет И. Медведева.
С этим трудно не согласиться. В 20-х годах прошлого столетия зародились в русском обществе два противоположных по своим устремлениям типа, которым впоследствии на протяжении всего XIX века неоднократно предстояло сталкиваться как в жизни, так и в литературе. Первый тип – это услужливый, всегда готовый угождать начальству, весьма гибкий чиновник, который приобретает постепенно все больший и больший вес и, превратившись в гонителя всего прогрессивного, сделается в будущем героем Салтыкова-Щедрина. Второй – это взыскующий правды и свободы, смелый и умный человек, один из тех, о ком так верно сказал Гончаров: «Роль и физиономия Чацких неизменна… Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого… обличителя лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, «жизнь свободную»…» 1.
Общество в «Горе от ума» одобряет не Чацкого, а именно Молчалина. Он всеобщий любимец. В нем видят воплощение своих надежд. Его жалует вниманием даже язвительная Хлестова, перед которой никнут все остальные; Софья находит в нем… самоотверженность и человеколюбие. Чацкий же, с его умом, красноречием, прямотой, честностью, кажется им всем пустым себялюбцем и гордецом.
В этой ситуации И. Медведева находит «натуральность сюжетного построения». В соперничестве Молчалина и Чацкого побеждает бездушный глупец и терпит поражение личность яркая, духовно богатая, ищущая.
Автор не отделяет широкую общественно-политическую линию комедии от локальной, любовной. Во «взаимном проникновении интимного и общественного» И. Медведева видит движущую силу комедии, которая заменяет интригу. По мнению исследователя, в пьесе отсутствует действие, нет в ней «ничего интригующего, заставляющего трепетно ждать развязки».
С этим также следует согласиться, – ведь только на переживаниях героев и зиждется пьеса. В ней показана сама жизнь, или, говоря словами современника Грибоедова, «летопись общественной жизни» (Н. Надеждин).
В развитие своей мысли о том, что типы Молчалина и Чацкого характерны не только для первой четверти XIX века, а и для всего русского дореволюционного общества в целом, И. Медведева весьма доказательно и интересно сравнивает эти грибоедовские фигуры с созданиями других писателей – Герцена, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Особенно любопытными нам кажутся размышления И. Медведевой о влиянии Чацкого на образы Достоевского. Да и сам Достоевский не скрывает связи своих героев с Чацким. Все они, как и Чацкий, принадлежат к натурам страдающим, избранным.
В «Бесах», «Преступлении и наказании», «Братьях Карамазовых», «Подростке» в разных вариациях проходит тема «горя уму». В философском бунте Ивана Карамазова, в исканиях Раскольникова, в «трагической незавершенности высоких проповедей» Версилова, в жестоких умствованиях Ставрогина – — всюду проглядывают черты грибоедовского героя. Их роднит презрение к рутине и косности, борьба против своих «антиподов». В «Бесах» столичное и провинциальное высшее общество буквально кишит «антиподами»»принца Гарри» – Ставрогина. В «Преступлении и наказании» враг Раскольникова Лужин – прямой потомок Молчалина. В «Подростке» Версилов бежит от ненавистного ему общества и замыкается в себе.
Довольно подробно И. Медведева сравнивает Чацкого с Версиловым. Исследователь находит в «Подростке» и «Горе от ума» множество сходных ситуаций. Разлюбившая Версилова Екатерина Николаевна Ахмакова – это представленная в новом свете и другом обличье Софья. Версилова, так же как и Чацкого, «свет» объявляет сумасшедшим. Он, как и герой Грибоедова, размышляет об оторванности дворянства от народа.
Достоевский принял у Грибоедова эстафету нравственных и философских исканий, Гоголь же воспринял у своего предшественника аналитический, сатирический метод анатомирования современного ему общества. Ведь не кто иной, как Павел Иванович Чичиков является двойником Молчалина. Сам Гоголь так характеризует грибоедовского героя: «…Лгун, плут, но в то же время мастер угодить всякому сколько-нибудь значительному или сильному лицу… готовый, в случае надобности, сделаться патриотом и ратоборцем нравственности». Именно это и объединяет Молчалина с Чичиковым. Подробно проанализировав сходство этих героев, И. Медведева смело сопоставляет Чацкого и Тентетникова.
Рассуждения автора о преемственности типов в русской литературе кажутся нам заслуживающими внимания.
Следует отметить, что исследователь не обошел молчанием вопросы, связанные с жанром, композицией, языком и историей создания великой комедии. Комментарии к тексту пьесы представлены широко, и их намного больше, чем в любом издании «Горя от ума». Прокомментированы многие строки, ранее не находившие должного толкования.
Новая книга о «Горе от ума» представляет интерес своей проблематикой, научной аргументированностью, богатством мысли. Обидно лишь, что эта самостоятельная, серьезная работа оказалась подверстанной к другой, не связанной с ней по теме Практика издательства «Художественная литература» – объединять под одной обложкой два, а иногда даже и три исследования, посвященных разным писателям, – кажется весьма странной. Это противоречит всем традициям книгоиздательского дела. То, что типографии не выгодно выпускать маленькие по размеру книжки, не может служить оправданием.
- И. А. Гончаров, Собр. соч., т. 8, Гослитиздат, М. 1955, стр. 30 – 32.[↩]
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 1973