№12, 1976

Литература в изменяющемся мире, литература, изменяющая мир

Передо мною лежит книга, вышедшая в минувшем году в издательстве «Художественная литература», – «Литература в изменяющемся мире». Это коллективный труд, подготовленный учеными ИМЛИ совместно с коллегами ряда социалистических стран, труд, посвященный важным аспектам современного художественного развития. Сейчас нет возможности подробно говорить о содержании книги, хотя оно имеет непосредственное отношение к теме данного номера журнала; впрочем, об этой книге уже писали «Вопросы литературы». Я ограничусь тем, что позволю себе немного поразмышлять вслух по поводу ее названия, которое представляется мне в высшей степени примечательным.

«…В изменяющемся мире». Действительно, мир, в котором мы живем сегодня, стремительно меняется. Растет в международном масштабе могущество и влияние мировой социалистической системы. Идея социализма завоевывает сердца и умы сотен миллионов людей на земле. Крепнут силы мира, прогресса и национального освобождения. Благодаря миролюбивой внешней политике Советского Союза, других братских социалистических стран, активности всех демократических сил человечество делает все более решительный поворот к мирному сосуществованию, к сотрудничеству и взаимопониманию. Успешно завершившееся более года назад Общеевропейское совещание в Хельсинки в огромной степени способствовало разрядке международной напряженности, создало важные предпосылки для обеспечения прочного мира на нашей планете.

Современная литература живет в этом бурном, динамичном, изменяющемся, в этом «прекрасном и яростном» мире и, естественно, не может не отражать своими специфическими средствами эту динамику, эти перемены. Но разве ее роль только этим и ограничивается? Разве можем мы безоговорочно принять в сегодняшних условиях знаменитое стендалевское сравнение литературы с зеркалом? Думаю, что нет. Искусство слова не просто отражает изменяющийся мир, но и само становится могучим фактором революционных преобразований, вносит свой вклад в укрепление дела мира, прогресса, взаимопонимания между народами.

Однако и здесь рано ставить точку. Участвуя в изменении мира и человека, литература и сама меняется: расширяются ее горизонты, углубляются ее возможности в художественном познании и воссоздании жизни, обогащается эстетический арсенал.

Словом, речь идет о развивающейся, непрестанно обновляющейся литературе в изменяющемся мире и изменяющей этот мир.

А коль скоро возрастает роль искусства слова в идейных, социальных, культурных процессах современности, все более заметное место отводится и науке, это искусство изучающей. Прежде всего, это относится к нашей, марксистской науке, развивающейся в социалистическом обществе. Здесь, как верно заметил в своей книге «История литературы и мифология» наш коллега из ГДР Роберт Вейман, «наука о литературе обладает такой же общественной значимостью, как и сама художественная литература».

Конечно, литературоведение не может конкурировать с поэзией, прозой, драматургией по степени воздействия на умонастроения людей, выбор ими общественной и нравственной позиции, на формирование их идейных убеждений. Но оно, литературоведение, может и призвано – косвенно, постигая закономерности развития и функционирования литературы, активно поддерживая в ней все подлинно живое, прогрессивное, вскрывая сущность реакционных тенденций, – может и призвано влиять на человека, содействовать его духовному росту.

Цитировать

Барабаш, Ю.Я. Литература в изменяющемся мире, литература, изменяющая мир / Ю.Я. Барабаш // Вопросы литературы. - 1976 - №12. - C. 292-296
Копировать