№3, 1980/Жизнь. Искусство. Критика

Литература и эпоха (Ленинские теоретические принципы исследования литературного процесса)

Научное наследие В. И. Ленина охватывает все стороны человеческого бытия, материального и духовного. Оно составляет прочную теоретическую и историческую основу для исследования природы и функции литературы, процессов и закономерностей ее развития. Идеи В. И. Ленина – живой ориентир для понимания как общих проблем художественного прогресса, так и особенностей развития отдельных национальных литератур, прежде всего великой русской литературы.

В работах В. И. Ленина своеобразно раскрывается характерный для русской литературы путь усиления ее связи с действительностью, знаменательная роль писателей-реалистов в решении этой исторической задачи. Взгляды Ленина по этому вопросу отчетливо проявились в его высказываниях о классиках литературы, с особой обстоятельностью представлены они в его статьях о Л. Толстом.

У В. И. Ленина нашла развитие одна из коренных проблем передовой классической литературы – настойчивые искания реальной исторической опоры для осуществления задач преобразования основ общества. В. И. Ленин видел эту опору в слиянии социализма с массовым рабочим движением. В свете этой позиции он рассматривает особенности писателей, представляющих все периоды освободительного движения в России. В этих поисках он видел их огромную историческую заслугу, один из истоков всемирного значения русской литературы.

Глубокое проникновение В. И. Ленина в особую, незаменимую роль литературы в общественной и духовной жизни России укрепляло и обогащало теоретическое утверждение им активной, действенной природы отражения художником действительности.

Сущность искусства как активно преобразованного, «очеловеченного» мира, «второй природы», одухотворенной мыслью и чувством художника, верно определена в словах Л. Фейербаха, одобрительно процитированных В. И. Лениным: «Конечно, произведения фантазии тоже – произведения природы, ибо и сила фантазии, подобно всем остальным силам человека, есть в последнем счете (zuletzt), по своей основе, по своему происхождению сила природы, но тем не менее… природа в голове и в сердце человека отличается от природы вне человеческой головы и вне человеческого сердца» 1. Столь цельный подход к проблеме соотношения искусства с действительностью проникает ленинскую «точку зрения жизни», обусловливает ее действенность применительно к самым сложным проблемам художественного творчества и эстетики.

Понимание В. И. Лениным искусства как могучей силы познания и преобразования мира получает глубокое обоснование в его материалистической теории отражения. В свете ленинской мысли эстетическое освоение действительности предполагает своего рода возвышение над отдельными фактами, интенсивную аналитическую и синтетическую деятельность писателя. Человеческое познание, тем более художественное, в котором особо важное значение имеет категория индивидуального, совсем не тождественно повседневному восприятию явлений жизни, обычно состоящему из потока самых различных текущих впечатлений. Художественное познание еще в большей мере, нежели другие виды познания, должно находить в пестроте событий, ощущений и лиц нечто новое, обобщающее, должно выделять какую-либо характерную сторону явлений.

С гордостью В. И. Ленин утверждал, что эпоха подготовки революции в России в гениальном освещении Л. Толстого выступила как шаг вперед в художественном развитии всего человечества. Именно величие и своеобразие борьбы, стремлений и исканий эпохи явились неустранимой предпосылкой всемирно-исторического значения творчества Толстого и других высших достижений передовой русской литературы новейшего времени. Творчество Толстого, «его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции» 2.

В этом определении раскрываются как объективные, так и субъективные предпосылки величия творчества Толстого. Для полного творческого выявления великого писателя нужно обращение его таланта к крупному историческому содержанию. Не подлежат сомнению гениальность Толстого, могущество его художественного метода, его правды. Вместе с тем было бы неполным представление о реалистическом методе Толстого лишь как о субъективном явлении, начала и концы которого всецело заключены в самовыражении замкнутой в самой себе личности писателя. В. И. Ленин показал, что объективной исторической основой творчества Толстого были особенности и исторические противоречия общественной жизни страны пореформенного периода – тяжелая, болезненно протекавшая ломка всех устоев крепостнической России. Изображение писателем определенной исторической эпохи в жизни России приобрело мировое значение, так как его освещение судьбы человека и народа, путей личности в жизни оказалось возведенным художественным гением до высоты воплощения проблем и судеб всего человечества.

Для В. И. Ленина характерно высокое представление о художнике не как об «отображающем» иллюстраторе готовых положений, а как о бесстрашном исследователе глубинных процессов и конфликтов жизни, проникающем в сущность явлений, активно овладевающем материалом действительности. Из оценок В. И. Лениным творчества самых различных писателей рельефно видно, что подлинно великие художники всегда являлись пролагателями новых путей, ставили и решали существенные вопросы жизни общества, и прежде всего основной вопрос – о судьбе народной, судьбе человеческой.

Для В. И. Ленина характерно восприятие литературы в органическом единстве со всем комплексом общественной и духовной жизни эпохи. Наряду с выяснением социальных корней творчества писателя В. И. Ленин всегда обращает внимание на его функцию в борьбе исторических сил времени. Это способствует установлению связей творений искусства прошлого с проблемами современности. Органическое включение шедевров классической литературы прошлого в духовное бытие современности – характерная черта трактовки В. И. Лениным произведений литературы.

Общественная действенность литературы, ее огромное влияние на формирование сознания и чувств людей рождает потребность более решительного расширения методологических подходов ее освещения. Кроме распространенного сейчас общественно-генетического, историко-генетического методов, необходимо всемерное развитие историко-функционального подхода к изучению литературы. Тем более что каждая эпоха дает свою оценку ее явлениям, что открывает возможности более органического включения творений классической литературы в духовную жизнь современности.

Развитие литературы рассматривается В. И. Лениным как органическая составная часть прогресса общества, связанного прежде всего с процессом нарастания революции. И если говорить о характере освещения В. И. Лениным истории русской литературы, то вся совокупность ее движущих факторов сконцентрирована вокруг принципа отражения великими художниками существенных сторон революции. Этот критерий последовательно проводится В. И. Лениным при анализе творчества писателей – от Радищева и Герцена до Толстого и Горького. В статье «Памяти Герцена» В. И. Ленин обосновывает этот принцип как условие наиболее полного объективного выяснения места писателя в истории русского и мирового освободительного движения.

«Рабочая партия, – писал В. И. Ленин, – должна помянуть Герцена не ради обывательского славословия, а для уяснения своих задач, для уяснения настоящего исторического места писателя, сыгравшего великую роль в подготовке русской революции» 3.

До настоящего времени еще не во всей полноте вошел в поле зрения литературоведов огромный теоретический смысл, заложенный в начальных словах статьи «Лев Толстой, как зеркало русской революции»: «Сопоставление имени великого художника с революцией, которой он явно не понял, от которой он явно отстранился, может показаться на первый взгляд странным и искусственным. Не называть же зеркалом того, что очевидно не отражает явления правильно? Но наша революция – явление чрезвычайно сложное; среди массы ее непосредственных совершителей и участников есть много социальных элементов, которые тоже явно не понимали происходящего, тоже отстранялись от настоящих исторических задач, поставленных перед ними ходом событий» 4.

Приведенные здесь слова Ленина подчеркивают сложность связей писателя с поступательными революционными процессами действительности, многообразие отражения последних в произведениях литературы. Жизненная почва этого многообразия – во-первых, чрезвычайная сложность самого процесса революции, а во-вторых, различие писательских позиций, определяющих особенности абсолютного и относительного в восприятии противоречий и существенных сторон действительности.

С В. И. Лениным связан ряд фундаментальных идейно-художественных критериев и понятий, которые прочно вошли в нашу духовную жизнь. К ним можно отнести понятие «существенные черты, или стороны, действительности», отражение которых представляет один из основополагающих признаков великих произведений искусства. Свое новое развитие это понятие нашло в широко известном положении В. И. Ленина об отражении «существенных сторон революции» как первокритерии оценки произведений великого писателя.

Понятие существенных сторон действительности как предмета отражения в произведениях большого искусства раскрывается в эстетике В. И. Ленина чрезвычайно многогранно, охватывает целый комплекс социальных, психологических, нравственных и других проблем. Ленинские характеристики творчества писателей на основе этого критерия обращены к историческому и духовному содержанию человеческого бытия, сочетающему широкие картины жизни общества с судьбой отдельной личности.

Само понятие реализма В. И. Ленин считал неотделимым от способности писателя раскрывать сущность явлений. Отличительной чертой трезвого реализма Толстого В. И. Ленин считал «срывание всех и всяческих масок». В способности искусства воплощать явления жизни в их подлинной глубинной природе, обобщая и выражая их внутренний смысл, В. И. Ленин усматривал одно из величайших достижений художественного реализма.

У В. И. Ленина отчетливо виден специфический аспект, в котором литература раскрывает самую существенную сторону социальной действительности – нарастание революции как основного процесса эпохи. Это – воплощение всего разнообразия человеческих типов и судеб, прежде всего сложного, разностороннего процесса пробуждения общественного самосознания личности, расширения ее духовного горизонта, включения в основные исторические свершения времени. Процесс этот реализуется как в положительных, так и в отрицательных, порой противоречивых явлениях, в живом социальном и психологическом опыте действительности. Но в центре внимания В. И. Ленина всегда находится изображение народных масс, личности в реальных драматических конфликтах и особенностях.

Положение о призвании реалистического искусства – отражать существенные стороны действительности – нашло общее признание в реалистической эстетике. Однако оно обычно берется лишь со стороны непосредственного воплощения широких объективных процессов и событий. Между тем существенные стороны жизни в трактовке В. И. Ленина находят в искусстве чрезвычайно разнообразное, тонкое, порой сложное опосредствованное воплощение. В этом отношении чрезвычайно примечательно истолкование В. И. Лениным широкого смысла слов Левина «все это переворотилось и только укладывается», выражающих коренные перемены в жизни общества. Разносторонность понимания В. И. Лениным отражения существенных сторон революции в литературе особо отмечены в воспоминаниях Н. К. Крупской.

«У Льва Толстого есть одно замечательное описание весны в лесу в «Анне Карениной»: пробиваются самые первые ростки травы, и вот стоит Левин, отправившийся с ружьем на охоту, и видит, как шевельнулся иссохший лист – толкнул его пробившийся сквозь зелень молодой росток травы. Как-то говорили мы с Ильичем об этом листке у Л. Толстого, потом Ильич не раз употреблял выражение «ростки новой жизни»…» 5

Нарисованная в романе Л. Толстого картина неостановимого торжества жизни, покоряющего в своем круговороте все жестокие силы, полна обобщающего символического смысла. Художественный образ весеннего пробуждения природы преобразовался у В. И. Ленина в широко известные слова о ростках нового в человеческом бытии, стал поэтическим определением социального и духовного прогресса.

* * *

С размахом русской революции, с нарастанием творческих сил народа, составляющих ее жизненную почву, В. И. Ленин связывал всемирное значение русской литературы. Мысль эту следует понимать во всем объеме ее содержания: Ленин в статье «Лев Толстой, как зеркало русской революции» писал о чрезвычайно сложном составе «массы ее непосредственных совершителей и участников», представлявших различные типы и степень понимания исторических задач, поставленных перед страной ходом событий. Нарастание всемирного значения русской литературы Ленин видит в творчестве писателей, по-разному выражавших освободительные устремления и духовные идеалы народа, – как выдающихся представителей революционной демократии – предшественников партии научного социализма, так и Л. Толстого. «Теперь же мы хотим лишь указать, – утверждает В. И. Ленин в работе «Что делать?», – что роль передового борца может выполнить только партия, руководимая передовой теорией. А чтобы хоть сколько-нибудь конкретно представить себе, что это означает, пусть читатель вспомнит о таких предшественниках русской социал-демократии, как Герцен, Белинский, Чернышевский и блестящая плеяда революционеров 70-х годов; пусть подумает о том всемирном значении, которое приобретает теперь русская литература» 6.

В реальных процессах, явлениях и противоречиях жизни, в революционном, поступательном развитии действительности видел В. И. Ленин первооснову искусства, почву, на которой вырастает многообразие его содержания и форм.

Теории, отвергающие принцип отображения в искусстве объективных процессов и явлений бытия, чрезвычайно распространены и в наши дни. Поэтому теоретическое наследие В. И. Ленина и сейчас остается актуальным, действенным, отвечающим на многие сложные вопросы художественной и вообще всей духовной жизни нашей эпохи.

Эстетика В. И. Ленина охватывает все плодотворные художественные течения, направленные к познанию и правдивому воплощению существенных сторон жизни, способные духовно обогащать людей. Но прежде всего В. И. Ленин был убежденным сторонником реализма, находил в его развитии основную линию художественного прогресса эпохи. По свидетельству А. В. Луначарского, «вкусы его были очень определенны. Он любил русских классиков, любил реализм в литературе, в живописи» 7.

В. И. Ленин смотрел на литературу прежде всего как общественный деятель – революционер. Но чрезвычайно важно подчеркнуть, что в его суждениях о писателях отчетливо выделялись специфические черты литературы как особого вида творческой деятельности. Можно утверждать, что он, опираясь на наследие классиков революционно-демократической критики, в своей трактовке основ художественного реализма убедительно выделяет его характерные черты, проводит разграничение между ним и другими видами реализма как общего принципа познания.

Один из источников действенности мысли В. И. Ленина, его выводов и прогнозов заключается в их прочной опоре на подлинные процессы жизни, в многогранности понимания правды, в проницательной способности отделять истинную внутреннюю сущность общественных явлений от случайного и внешнего, отбрасывать всякого рода иллюзии, рассеивать туман самых модных, самых ультрасовременных фраз.

Эту замечательную способность В. И. Ленина всегда мужественно смотреть правде в глаза, как бы она ни была сурова, отмечали многие передовые мыслители и писатели. Таким предстает он в знаменитом очерке Горького «В. И. Ленин». Действенную силу его правды подчеркивали А. Барбюс и Ромен Роллан в своих очерках и статьях.

Для А. Барбюса, как и для многих других представителей передовой интеллигенции, идеи В. И. Ленина необходимы, так как, опираясь на движение самой действительности, они указывали выход из обманчивого мира иллюзий. «Ленин… – писал А. Барбюс, – поистине не знает себе равных среди борцов за осуществление вековых усилий человечества… Что меня в Особенности поражает в его учении, неотделимом от самой его жизни, интеллекта и воли, – это способность искать реальное в океане человеческой комедии и отличать его от слова и фантома» 8.

Искусство, как и всякое подлинное познание, по В. И. Ленину, есть преодоление внешней оболочки явлений, своего рода «погружение» в природу, в ее смысл, в глубинные ее процессы. В этом отношении чрезвычайно интересны суждения В. И. Ленина в конспекте «Науки логики» Гегеля о соотношении внешней и внутренней стороны явлений, в образной аналогии «пены» и «глубоких течений» в потоке воды. «…Несущественное, кажущееся, поверхностное, – записывает В. И. Ленин, – чаще исчезает, не так «плотно» держится, не так «крепко сидит», как «сущность». Etwa: движение реки – пена сверху и глубокие течения внизу. Но и пена есть выражение сущности!» ## В.

  1. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 18, стр. 119 – 120.[]
  2. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 20, стр. 19.[]
  3. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 21, стр. 255.[]
  4. Там же, т. 17, стр. 206.[]
  5. »В. И. Ленин о литературе и искусстве», «Художественная литература», М. 1967, стр. 638. []
  6. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., т. 6, стр. 25.[]
  7. А. В. Луначарский, Собр. соч. в 8-ми томах, т. 7, «Художественная литература», М. 1967, стр. 401.[]
  8. »Иностранная литература», 1966, N 4, стр. 234. []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 1980

Цитировать

Щербина, В. Литература и эпоха (Ленинские теоретические принципы исследования литературного процесса) / В. Щербина // Вопросы литературы. - 1980 - №3. - C. 48-81
Копировать