№6, 2014/История русской литературы

Lermontiana (по поводу стихотворения «Сон»)

К истории создания стихотворения Лермонтова «Сон»

Стихотворение «Сон» Лермонтов написал в мае-июне 1841 года. Это автограф в альбоме В.Одоевского. История создания стихотворения была по-разному истолкована исследователями1.

Исследователь творчества Лермонтова и кавказовед Л.Семенов в книге «Лермонтов и Лев Толстой» (М., 1914) пишет, что замысел «Сна» мог быть внушен Лермонтову песней гребенских казаков «Ох, не отстать-то тоске кручинушке». В ней поется о добром молодце, который видит во сне, будто он лежит убитый, с простреленным сердцем «на дикой стене»2.

Известный русский поэт Сергей Городецкий, который в годы Первой мировой войны побывал в Западной Армении, затем жил и творил в Закавказье, главным образом в Тифлисе. В местной газете «Кавказское слово» 10 августа 1919 года он напечатал статью «Lermontiana (По поводу стих. «Сон»)». В ней С.Городецкий в новом свете рассматривает историю создания и тему данного стихотворения, которое в свое время было необычайно популярно. Кстати, Г.Градовский называл тот же источник и сюжет стихотворения3, что и С.Городецкий.

Интереснейшая статья Городецкого впервые вводится в научный оборот.

Анушаван ЗАКАРЯН

Сергей ГОРОДЕЦКИЙ

LERMONTIANA

(По поводу стих. «Сон»)

В исследовании художественного творчества видное место занимает до сих пор еще загадочный вопрос о происхождении художественных произведений.

Какую роль играет в них реальное впечатление, как совершается таинственный процесс превращения фотографического отпечатка реальности в мозгу художника в «перла создания», по выражению Гоголя?

Как далеко должен идти и какой силы должен быть этот великий возбудитель фантазии, так сказать отцовское начало, и в каком состоянии должна быть всепроникающая материнская среда, чтобы создать подлинное произведение искусства.

Все три вопроса психологии творчества еще только поставлены и далеко не разрешены.

Несомненно, что расстояние между реальным впечатлением, которое является возбудителем, и художественным произведением, которое благодаря ему родилось, огромно: приблизительно такое же, как от желудя до дуба, от семени до цветка. Но ясно также, что в реальном зародыше скрыта вся потенция порождения фантазии.

  1. Подробно об этом см.: Динесман Т.Г. «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)// Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. М.: Советская энциклопедия, 1981. С.522. []
  2. См.: Лермонтов М.Ю. Собр. соч. в 4 тт. Т.1. Стихотворения. М.: Современник, 1985. С.489.[]
  3. См.: Динесман Т.Г. Указ. соч. С.522.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2014

Цитировать

Городецкий, С. Lermontiana (по поводу стихотворения «Сон») / С. Городецкий // Вопросы литературы. - 2014 - №6. - C. 318-324
Копировать