Ленин и культурная революция
И. Смирнов, Ленин и советская культура. Государственная деятельность В. И. Ленина в области культурного строительства (октябрь 1917 г. – лето 1918 г.), Изд. АН СССР, М. 1960, 448 стр.
Год от года глубже и многогранней познаем мы величественный облик Ленина – вождя и мыслителя, революционера и государственного деятеля, трибуна и человека… В последнее время появился ряд книг, посвященных трудам и жизни Владимира Ильича. Они привлекают, к себе внимание, в частности, новизной исторических материалов. В числе наиболее обстоятельных трудов следует назвать монографию И. Смирнова «Ленин и советская культура». Книга знакомит нас с государственной деятельностью Владимира Ильича в области культуры в период с октября 1917 по лето 1918 года. Нет нужды напоминать, какое это было сложное время. В первые же дни после Великого Октября партия и государство начали последовательную, широкую по размаху деятельность в области культуры. Народ, взявший власть в стране, должен был овладеть знаниями. Еще задолго до исторических событий 1917 года Владимир Ильич подверг уничтожающей критике идеалистическую концепцию единой национальной культуры, якобы стоящей над классами. С научной убедительностью Ленин показал, что в культуре досоциалистического общества существуют две культуры – культура народная, демократическая и культура эксплуататоров, угнетателей. В каждой национальной культуре, учил Ленин, есть – пусть еще и не развитые – элементы демократической и социалистической культуры.
Из большой темы «Ленин и советская культура», разрабатываемой самыми различными специалистами – философами, историками, литературоведами, автор избрал для своего исследования государственную деятельность Ленина в области культуры. В книге использовано огромное количество источников – печатных и неопубликованных. Впервые собранные, воедино, эти материалы знакомят нас с грандиозной картиной того, как начинался великий поход масс за овладение культурой.
В чем состояли главные трудности тех бурных лет? Книга обстоятельно
«рассматривает этот вопрос. Большинство интеллигентов, «оглушенные могучим крахом старого», не смогли правильно оценить обстановку и отказались сотрудничать с новой властью. Что касается идеологов «Пролеткульта», то они, как известно, вульгаризаторски отрицали культурные достижений прошлого и пытались создать чисто пролетарские духовные ценности «лабораторным» путем. По этому поводу автор монографии замечает: «Трудно сказать, чего было больше в этой нелепой платформе: демагогии, нигилизма или сектантства». Кстати, исследователь правильно поступает, проводя водораздел между многочисленными рядовыми членами «Пролеткульта», пришедшими в кружки с жаждой знаний, и руководителями организации – прожектерами в практической деятельности и вульгаризаторами в теории.
На конкретных примерах исследователь показывает, как воплощались в жизнь ленинские замыслы, какую работу проводила партия. Выкорчевывались остатки феодализма, сословности и неравноправия; была ликвидирована враждебная пресса и организована советская периодическая печать, созданы первые советские издательства; полной перестройке подверглась система народного образования, были проведены первые крупные мероприятия в области науки и искусства. Все это делалось при деятельном участии В. И. Ленина.
В книге приводится интересный факт, сообщенный в печати в свое время А. В. Луначарским. На следующую после взятия Зимнего дворца ночь Владимир Ильич обратился с конкретными пожеланиями к только что назначенному комиссару просвещения. Ленин «заговорил со мной… – вспоминал Анатолий Васильевич, – о библиотеках и издательствах», Таким образом, буквально в первые часы после исторических залпов «Авроры» Ленин практически поставил вопрос о книге для народа. История знала немало революций, но ни в каких хрониках и летописях минувших времен невозможно, пожалуй, отыскать аналогичного примера. Автор исследования убедительно показывает, что историки ошибались, когда относили начало культурной революции в СССР к 30-м годам. Культурная революция у нас в стране началась с дней Великого Октября. Все, что рассказывается в монографии о деятельности Владимира Ильича и его соратников, убеждает читателя в правильности этого.
В числе самых первых мероприятий советской власти, направленных на демократизацию культуры, надо назвать дешевое издание книг классиков. По ленинскому указанию была произведена государственная монополизация издания знаменитых русских писателей. В список книг, намеченных к изданию, вошло 58 авторов – прозаиков, поэтов, критиков. Среди них: С. Т. Аксаков, В. Г. Белинский, И. А. Гончаров, Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, В. И. Даль, Н. А. Добролюбов, В. А. Жуковский, А. В. Кольцов, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов, И. С. Никитин, Н. П. Огарев, А. Н. Островский, А. С. Пушкин, Н. Г. Помяловский, Д. И. Писарев, А. Н. Радищев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Д. Н. Толстой, И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, Д. И. Фонвизин, А. П. Чехов, Н. Г. Чернышевский, А. А. Фет… Широта списка говорит сама за себя.
Книга должна быть дешевой по цене, ценной по своей духовной значимости – вот исходная позиция выпуска литературы для народа.
В ту пору существовало выражение – «книжный голод». Эти слова мы встречаем в революционном декрете о печати. Они точно выражают особенности периода, когда к свету, к знаниям, к книге потянулись миллионы. Выполнение ленинского замысла по изданию классиков требовало деятельного участия в этом начинании ученых и писателей. По приглашению Наркомпроса за дело взялись А. А. Блок, В. Я. Брюсов, В. В. Вересаев, К. И. Чуковский, знаток издательского дела И. Д. Сытин. Вскоре появились и первые книги. Большевики, говорил тогда Ленин, гордятся тем, что в первый раз в громадной стране создана печать, которая не зависит от горстки богатых.
Остановлюсь на одном, на первый взгляд мелком, штрихе многообразной деятельности Ильича. Читатели, живущие в самых различных уголках нашей необъятной страны, хорошо знают, какое ни с чем не сравнимое удобство представляет межбиблиотечный обмен книгами. Это стало обыденным. Но далеко не всем известно, что благородное дело начато по инициативе и указанию Ильича, подписавшего документ «О задачах Публичной библиотеки в Петрограде». В первых пунктах документа Ленин указывал, что Публичная библиотека должна немедленно перейти к обмену книгами со всеми общественными и казенными библиотеками Питера, провинции, с заграничными библиотеками; пересылка книг из библиотеки в библиотеку объявлялась даровой. Вспомним, в какие времена написан этот документ и сколько забот было в ту суровую пору у председателя Совнаркома!
Монография обобщает разнообразный материал, имеющий первостепенное значение для наших дней. Не будем закрывать глаза на то, что многие из ленинских начинаний в области культуры на долгие годы были преданы забвению. Благодатный ветер современности, мудрые, продиктованные жизнью решения XX и XXI съездов КПСС заставляют нас вновь и вновь обращаться к конкретным ленинским предначертаниям.
Глава «Первые мероприятия в области искусства» даже простым перечнем событий увлекает читателя. В ней справедливо отмечается одна из особенностей Великого Октября. Наша революция не только не знала проявлений вандализма и не сопровождалась уничтожениями памятников культуры, но и полна примеров исключительно бережного отношения к культурному наследию. В монографии приводится такой эпизод. Однажды крупный французский ученый, поразившийся сохранности архивов в Ленинграде, бросил фразу: «Ваша революция была умнее нашей». Речь шла о том, что во время французской революции были сожжены архивы, принадлежавшие реакционным силам, а у нас восставший народ сохранил подобные архивы. Даже в Москве, где борьба с контрреволюцией была наиболее ожесточенной, художественные и документальные сокровища Кремля остались в полной сохранности.
Ленин был убежден, что коммунист должен обладать способностью «к полетам реальной мечты», то есть к широким перспективам, к умению видеть широкие картины будущего. Ильич сам мечтал и нацеливал партию на то, чтобы замыслы быстрее обретали реальность, воплощались в действительность. Смелой попытке превращения мечты в дело служит ленинский план монументальной пропаранды. Как-то Ленин, сселившись на «Государство Солнца» Кампанеллы, предложил Луначарскому украсить наши города скульптурными портретами выдающихся людей, выразительными надписями, Вскоре после этого разговора Лениным был утвержден список лиц, которым предполагалось поставить памятники. В список были включены революционеры и общественные деятели, писатели и поэты, философы и ученые, художники, композиторы, артисты.
В этом небольшом документе, справедливо отмечает автор монографии, ярчайшим образом отразилась связь советской культуры с классическим наследством. Любопытно, что, когда список утверждался, Совнарком внес в него поправки. Было обращено внимание на необходимость первоочередной установки памятников Марксу и Энгельсу, в список дополнительно были включены Бауман, Ухтомский, Гейне.
Книга дает возможность проследить, как Ленин темпераментно, деловито контролировал начало работ, торопил, давал «нагоняй» за медлительность, старался выискивать талантливых людей, способных создавать памятники выдающегося художественного значения.
Автор труда о Ленине с научной добросовестностью систематизировал широкий фактический материал. Печатные и архивные источники, касающиеся деятельности Ильича в Совнаркоме, приведены в книге по сути дела в исчерпывающем объеме.
«Пафос жизнеутверждения веками угнетенного и обездоленного народа развернулся на базе многовековых завоеваний культуры, – пишет автор. – Пролетарское государство, руководимое В. И. Лениным, приняло, в свой культурный арсенал все демократическое, все народное, все благородное и истинно прекрасное из культурного наследства и предоставило это народу».
Разумеется, книгу И. Смирнова следует рассматривать лишь как начало большой исследовательской работы. Мне хочется высказать одно, критическое пожелание, относящееся не только к обозреваемой монографии. Автор не избежал недостатков, присущих многим научным трудам последних лет. Почему-то наши исследователи, говоря даже о самых увлекательных вещах, считают необходимым при изложении сохранять бесстрастный, сухой стиль, не заботясь об эмоциональности, яркости изложения. Но ведь всем ясно, что писать языком канцелярских докладов – значит плохо писать. С этим нельзя мириться!
Обращаясь к теме «Ленин и культура», мы вновь и вновь возвращаемся к вечно живому источнику ленинских идей, преобразующих мир.