№10, 1961/На темы современности

На новом рубеже

Главная линии в развитии литературы и искусства – укрепление связей с жизнью народа, правдивое и высокохудожественное отображение богатства и многообразия социалистической действительности, вдохновенное и яркое воспроизведение нового, подлинно коммунистического, и обличение всего того, что противодействует движению общества вперед.

(Из проекта Программы Коммунистической партии СоветскогоСоюза)

Годы, которые пролегли между XX съездом партии и нашими днями – кануном XXII съезда КПСС, составляют по существу целую эпоху. Это период ленинских преобразований в жизни нашего общества. Стоит только соизмерить наши достижения за это время с тем, что происходило в тот же период в капиталистических странах мира, чтобы понять, насколько величественны и грандиозны свершения советского народа!

Каждый мыслящий человек ощущает те перемены, которые совершаются вокруг нас, видит то новое, что входит в нашу жизнь в «период развернутого строительства коммунистического общества. Но далеко не каждый способен осознать процессы во всей их глубине. Даже выдающиеся художники, для которых познание и изображение духовного мира человека есть основа творчества, часто оказываются не в состоянии полно и всесторонне воплотить в художественных образах великое наше время.

Основной тенденцией советской литературы (особенно за последнее десятилетие) стало изображение морального облика нашего современника, его нравственного мира. Именно на этом писатели концентрируют сейчас свое внимание, стремясь показать в человеке сегодняшнего дня черты будущего, ибо сегодня формируется коммунистическое общество. И, пожалуй, никогда еще ростки будущего не были так зримы и ощутимы, как ныне.

Великий исторический документ эпохи – проект Программы КПСС – особо отмечает, что «советское общество достигло крупных успехов в социалистическом воспитании масс, в формировании активных строителей коммунизма» и что эта работа должна приобрести еще больший размах, поскольку должны быть полностью ликвидированы пережитки капитализма, которые тормозят движение общества вперед. Как подчеркнуто в проекте Программы, партия считает главным в идеологической работе на современном этапе коммунистическое воспитание трудящихся. «Формирование нового человека происходит в процессе активного участия в строительстве коммунизма…»

Вот где и найдет художник ростки будущего в людях – в их созидательных делах, участии в жизни общества. Социалистическое общество тем и отличается от всякого другого, что в нем свободно и необычайно щедро раскрываются характеры людей, а период развернутого строительства коммунизма в еще большей степени обеспечивает все необходимые условия для проявления самых разнообразных особенностей, самых неповторимых черт человеческой личности.

Я вспоминаю, как на одной из встреч с читателями – рабочими завода имени Владимира Ильича молодой токарь Олег Кубарев – руководитель бригады коммунистического труда рассказал, что столяр Цветков, такой же рабочий завода; как и все другие, только немного постарше, провел свой месячный отпуск не в санатории, а в украинском колхозе, работая бесплатно на земле, которую защищал от фашистов в дни Великой Отечественной войны. Олег Кубарев привел этот случай как проявление тонких душевных качеств нашего человека и как пример особого понимания советского патриотизма.

– Что в нас есть от вчерашнего дня, каковы мы сегодня и какими будем завтра? – размышлял Олег, анализируя мою повесть и образ ее героя Балуева. – Повесть эта, – говорил он, – рассказывает о наших современниках, раскрывая в них черты, которые будут присущи людям коммунистического общества. В Балуеве, например, есть и хорошее и плохое, а он человек будущего, весь устремленный в завтрашнее, в коммунизм…

А что такое Балуев для меня, автора? В годы первых пятилеток я бывал в Краматорске и в Кузнецке. В те времена технические руководители выполняли только производственные функции; партийное руководство коллективом осуществляли другие люди. Сейчас выросло целое поколение руководителей нового типа – для них технические знания и партийное воспитание неразделимы; производство, технический прогресс, выполнение плана, забота о человеке, его жизненном устройстве, внимание к его духовному миру – все легло на плечи того руководителя, который чувствует себя настоящим коммунистом. Таков для меня Балуев 1960 года. Однако эта черта характера не была ему присуща всегда. Он пришел в повесть деревенским пареньком и духовно рос на протяжении многих лет, формируясь под влиянием событий и людей; его окружающих. Я рассказал об этом не для того, чтоб обогатить его биографию, а чтобы показать, что не только обстоятельства, в которых он находится во время действия повести, определяют нравственный облик героя, – его характер подготовлен предыдущими годами, всем его долгим жизненным опытом. Мне хотелось «совместить» в одном человеке разные пласты времени, чтобы глубже объяснить основу его нравственных, моральных воззрений и поступков.

В наши дни подлинно советские люди мыслят, я бы сказал, общественными категориями; в своей личной жизни они совершают те или иные поступки, исходя из интересов народа, общества, Они, эти люди, становятся ныне героями наших книг, и их образ жизни, моральное поведение нередко «предопределяют» художественный прием и стиль писателя.

Стремление нарисовать духовный и, нравственный портрет современника в равной мере присуще и уже сложившимся писателям, и авторам, только вступающим в литературу. То новое, животворное, что происходит в самой нашей жизни, сообщает и литературе новое качество, новое идейное наполнение.

Мне хочется подчеркнуть, что, говоря о зримости черт коммунизма в советских людях, я отнюдь не имею в виду, что литератор должен награждать своих персонажей безмерной суммой добродетелей и создавать некий абстрактный образцовый организм, якобы воплощающий в себе все наши идеалы. Это, конечно, было бы неверно. Мы находимся в состоянии борьбы за великие планы, начертанные партией и осуществляемые в результате намеченных ею преобразований. Движению вперед постоянно сопутствует в жизни столкновение старого с новым, поэтому создание в литературе абстрактного, отвлеченного, идеального героя противоречило бы самой действительности. Подобный портрет современника был бы фальшью; он не возвысил бы, а, напротив, исказил нравственный облик современного человека.

Советский человек прекрасен как раз тем, что он борется за свое будущее, преодолевает противоречия, которые реально существуют и в жизни, и в нем самом. Он борется смело, настойчиво, уверенно именно потому, что ему уже присущи в какой-то степени черты нового человека – человека коммунистического будущего. Этот длительный процесс в очень многих произведениях описан по-разному, ибо к решению темы каждый писатель подходит по-своему, в соответствии со своим жизненным и художническим опытом, со своими Стилистическими приемами. Один показывает этот процесс, я был сказал, в «позитивной» форме – создавая образ положительного героя. Другой, напротив, в «негативной» – изображая отрицательного персонажа, по своему моральному, нравственному облику противостоящего тому идеалу, к какому мы стремимся, Мы не можем руководствоваться неким отвлеченным литературным диктатом или сомнительными теоретическими нормативами, но должны добиваться того, чтобы эмоциональное, воспитательное воздействие произведения соответствовало нравственной и эстетической цели, к которой стремится автор.

Пожалуй, все литературные средства хороши в борьбе за воспитание и формирование» человека. Конечно, на этом пути возможны и нередки художественные неудачи. Но ведь не ошибается тот, кто ничего не делает, ничего не ищет»

Точно так же, как в людском характере уже сегодня проглядывают черты человека будущего общества, так и в некоторых произведениях последних лет содержатся уже черты той будущей литературы, которая, наконец, со всей полнотой и художественной мощью раскроет нравственный мир советского человека. В этом наша главная цель, и мы идем к ней сложным путем труда и поиска, стремясь создать подлинные художественные ценности, обогащающие сознание людей.

Мне представляется, что сейчас перед писателями по-новому встает проблема конфликта в художественном произведении. В тот исторический период, когда в нашем обществе шла непримиримая классовая борьба, литература не испытывала затруднений при изображении этой борьбы, находя в самой жизни острые, драматические конфликты, Но вот пришло время, когда нет уже больше антагонистических классов, когда утвердилось морально-политическое единство нашего общества. Это является объективной истиной нашего существования.

Как это отразилось в литературе? Многие художники оказались застигнутыми врасплох; возник некий «кризис» – «дефицит» конфликта. В новых условиях столкновения нащупывались труднее, стали появляться книги с вялым или нетипичным конфликтом. Вот тогда-то, мне думается, некоторые наши товарищи вместо того, чтобы глубоко осознать свершившийся процесс, попытались обосновать так называемую «теорию» бесконфликтности, «принесшую, как известно, немалый вред нашей прозе и драматургии.

Цитировать

Кожевников, В. На новом рубеже / В. Кожевников // Вопросы литературы. - 1961 - №10. - C. 107-116
Копировать