Ленин и Горький
Вопрос о направлении и содержании художественного творчества всегда привлекал пристальное внимание Коммунистической партии. Сейчас, когда мы вступили в период развернутого строительства коммунизма, особенно повышается роль искусства и литературы в развитии и обогащении духовной культуры социалистического общества, в воспитании нового человека. В докладе Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС с большой силой подчеркнута задача деятелей литературы, театра, кино, музыки, скульптуры и живописи – «поднять еще выше идейно-художественный уровень своего творчества, быть и впредь активными помощниками партии и государства в деле коммунистического воспитания трудящихся, в пропаганде принципов коммунистической морали, в развитии многонациональной социалистической культуры, в формировании хорошего эстетического вкуса».
Для выполнения своих задач советская литература и искусство располагают идейным оружием большой точности и силы. Это оружие выковывалось десятилетиями, оно проверено и в дни военной страды, и в трудовом напряжении строительства новой жизни. В советской литературе и искусстве органически соединяются народность и партийность, идейная целеустремленность и глубокая правдивость. Решающим условием плодотворного развития литературы и искусства является их тесная связь с жизнью народа, с политикой Коммунистической партии.
Эти принципы и особенности советской литературы и искусства являются ныне главной мишенью нападок со стороны ревизионистов разных мастей и оттенков. Усилия буржуазной пропаганды и подпевающих ей ревизионистов направлены не только на дискредитацию советской литературы и искусства в глазах народов всего мира, – противники социалистического реализма тщетно стремятся посеять сумятицу в сознании самих художников и этим самым столкнуть литературу и искусство с единственно правильного пути служения народу.
Важнейшим условием идейной чистоты и здоровья советской литературы и искусства является борьба за ясность идейных позиций каждого художника, за то, чтобы ничто не мешало ему видеть и понимать реальную жизнь в ее революционном развитии, активно вторгаться в жизнь каждым своим произведением.
История литературы и искусства с неоспоримостью убеждает, что поэтическое служение революции становится истинной поэзией в том случае, когда художник душой принял революцию, уверовал в нее и воспринимает ее дело как свое личное. Для него сознание гражданского долга, общественная или партийная дисциплина не являются обручем, сковывающим движение мысли, – это его человеческое и писательское «я», это его внутренняя свобода.
«Каждый художник, всякий, кто себя таковым считает, – говорил В. И. Ленин в беседе с Кларой Цеткин, Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой, – имеет право творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего.
Но, понятно, мы – коммунисты. Мы не должны стоять, сложа руки, и давать хаосу развиваться, куда хочешь. Мы должны вполне планомерно руководить этим процессом и формировать его результаты» («Клара Цеткин о литературе и искусстве», М. 1958 г., стр. 112).
Но что же такое – планомерно руководить художественным творчеством, признавая право художника творить свободно, согласно своему идеалу, независимо ни от чего?
Интересный и поучительный материал для ответа на этот вопрос содержит недавно вышедший сборник «В. И. Ленин и А. М. Горький» 1. Собранные в нем письма, статьи, воспоминания, высказывания дают разностороннее представление о ленинских принципах руководства литературой, развиваемых Коммунистической партией. В них предметно воплощена забота партии и ее великого вождя о том, чтобы литература, сохраняя все свои специфические особенности, была частью общепролетарского, партийного дела, верно служила народу. Глубокое постижение закономерностей движения жизни, высота политической мысли, широкое развитие художественного таланта – все это раскрывается в ленинских документах как важнейшие принципы партийного подхода к искусству.
Еще задолго до вступления Горького в партию Ленин заинтересованно следил за творчеством и общественной деятельностью писателя-революционера. «Горький, – указывает Н. К. Крупская, – писал больше всего о рабочих, о городской бедноте, о «дне», о тех слоях, которые больше всего интересовали Ильича, описывал жизнь так, как она есть, во всей ее конкретности, видел ее глазами человека, ненавидящего гнет, эксплуатацию, пошлость, нищету мысли – глазами революционера. И то, что писал Горький, было близко и понятно Ильичу» (стр. 299).
Ленин и Горький впервые встретились 10 декабря 1905 года на заседании ЦК РСДРП, происходившем на квартире Горького и Пятницкого. С этого времени начинается их многолетняя дружба, которую питали не только взаимное уважение и личная привязанность, но и тесное сотрудничество в партийной работе.
Ленин постоянно держит Горького в курсе практической работы по организации революционных сил России. Он советуется с ним по важнейшим вопросам деятельности руководящего центра партии – особенно в области печатной пропаганды, делает все, чтобы участие Горького в партийной печати было максимально плодотворным.
Характерна в этом смысле переписка Ленина с Горьким в связи с организацией газеты «Пролетарий». В своих письмах Ленин настойчиво подчеркивает, какая это силища – Горький, какую большую пользу принесет газете его участие в ней и как в свою очередь выиграет работа литератора, теснее связавшись с партийной. Одновременно он замечает: «Если у Вас не лежит душа к небольшим, коротким, периодическим (недельным, двухнедельным) статьям, если лучше чувствуете себя за большой работой, – уж, конечно, я не посоветую прерывать ее. Она больше пользы принесет!» (стр. 21).
Так писал Ленин Горькому 7 февраля 1908 года. А через пять дней он ту же мысль повторяет в письме к Луначарскому: «Я именно мечтал о том, чтобы литературно-критический отдел сделать в «Пролетарии» постоянным и поручить его А. М-чу. Но я боялся, страшно боялся прямо предлагать это, ибо я не знаю характера работы (и работосклонности) А. М-ча. Если человек занят серьезной большой работой, если этой работе повредит отрывание на мелочи, на газету, на публицистику, – тогда было бы глупостью и преступлением мешать ему и отрывать его! Это я очень хорошо понимаю и чувствую» (стр. 23).
Некоторые исследователи и комментаторы видят в этих словах только заботу о писателе, выражение доброго к нему личного отношения. Думается, что смысл ленинских слов – шире и глубже. В рассматриваемых письмах развивается по сути дела все та же мысль: художник имеет право творить свободно – по «работосклонности», писать то, к чему душа лежит. Фактически об этом же писал Ленин и в своей знаменитой статье «Партийная организация и партийная литература»: литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством, в этом деле, безусловно, необходимо обеспечение простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, мысли и фантазии, форме и содержанию…
Но решительно высказываясь за обеспечение простора индивидуальным склонностям и личной инициативе художника, за бережное отношение к его таланту и творческим склонностям, Ленин настойчиво подчеркивал: мы не должны стоять, сложа руки, предоставив литературу самотеку, необходимо планомерно руководить ее развитием, литературное дело должно стать частью общепролетарского дела.
В делах литературных, как и в любых других, Ленину претила объективистская «мудрость» тех деятелей, которые изучают закономерности жизни, чтобы смиренно поклоняться им с фатализмом верующих. Партийность – глубочайшее выражение человеческой сущности Ленина. А это значит – активность, гневная непримиримость к любым формам пассивности, застоя. Знание особенностей художественного творчества Ленин использовал для того, чтобы планомерно руководить этим процессом. Руководить с пониманием того, что литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими его частями. Ленин, осуществляя принципы партийного воздействия на литературу, чутко относился к индивидуальности художника. Он учитывал характер Горького, особенности его взглядов и позиции, направление художественного творчества и публицистической деятельности.
Ленин не только сам оберегал творческую свободу Горького, но и учил других товарищей по партии уважительному и бережному отношению к замыслам писателя, его «работосклонности». Однако это не останавливало его, когда нужно было раскритиковать и осудить неверные шаги Горького в политике, философии или литературе. И тут нет никакого противоречия, если понимать свободу писательского творчества социалистически, очистив реальное содержание этого понятия от индивидуалистических напластований. В годы, к которым относится их переписка, Ленин неоднократно говорил о том, что Горький – не политик или плохой политик.
- »В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы», Изд. АН СССР, М. 1958. Тексты В. И. Ленина подготовлены Н. Крутиковой. Тексты М. Горького и материалы приложения подготовлены В. Бараховым, С. Елизаровым, З. Карасик, В. Келдышем, В. Орловой, А. Погосовой, А. Тарасовой. Сборник выходит под редакцией Б. Бялика, С. Зиминой, Н. Крутиковой. [↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.