№2, 1959/Обзоры и рецензии

Легенда о Фаусте

«Легенда о докторе Фаусте». Издание подготовил В. М. Жирмунский, Изд. АН СССР, М. -Л. 1958, 571 стр.

Советское литературоведение обогатилось интересной капитальной работой. «Легенда о Фаусте» представляет собой собрание всех литературных текстов и документов, относящихся к истории легенды о Фаусте от ее зарождения до второй половины XVIII века, и исчерпывающий комментарий к ним. Удачное построение работы, подготовленной В. М. Жирмунским, и содержательность комментария таковы, что прочитавший эту книгу может по ней составить отчетливое представление о путях развития легенды о Фаусте до Гёте и об историческом смысле этого развития. Можно сказать вполне ответственно, что такого полного собрания материалов по истории легенды и такого широкого освещения их, отражающего новейшее состояние их изучения, не было до сих пор ни на русском, ни на немецком или каком-либо другом языке.

Книга распадается на шесть разделов, из которых первые пять посвящены различным этапам и аспектам легенды в их историческом чередовании и развитии, а шестой, заключительный, представляет собой суммирующее, богатое новыми, весьма плодотворными мыслями и наблюдениями исследование В. М. Жирмунского, которое могло бы быть напечатано отдельной книгой как самостоятельная ученая монография. Каждый из пяти разделов снабжен подробной библиографией, русской и иностранной, а также примечаниями.

Первый раздел объединяет расположенные в хронологическом порядке все древнейшие легендарные и исторические свидетельства, относящиеся к сказанию о докторе Фаусте до появления народной книги о нем Шписа в 1587 году. Это разного рода документы, общим числом сорок, отражающие зарождение и первоначальное формирование легенды.

Собрания документов такого рода издавались неоднократно. В середине XIX века был издан прекрасно организованный сборник Дюнцера (1847), послуживший базою для исследования о Фаусте, – «Легенда о Фаусте» тогда начинающего ученого, ныне действительного члена АН СССР А. И. Белецкого1. Но в 1900 году сборник Дюнцера был превзойден значительно более полным собранием «Die Faustsplitter» Ал. Тилле. Однако за прошедшие с тех пор пятьдесят восемь лет прибавился еще целый ряд новооткрытых документов, опубликованных в разных специальных изданиях, но в западной научной литературе еще не объединенных между собой и с собранными ранее материалами. Сейчас все это объединено в труде В. М. Жирмунского, содержащем, таким образом, для советского читателя много важных новинок.

В частности, у Белецкого приведены и использованы почти исключительно лишь те свидетельства об историческом Фаусте, которые идут из лагеря враждебных ему ученых гуманистов-реформаторов, и не попали документы, интересные бытовыми чертами и идущие из кругов рейнских дворян, к которым принадлежали Ульрих фон Гуттен и Франц фон Зикинген. Сюда относятся, например, письмо Камерария о предсказаниях Фауста; сообщение на ту же тему рыцаря Филиппа фон Гуттена (брата Ульриха) из Вест-Индии; счет по уплате Фаусту за гороскоп, составленный им для епископа Бамбергского; постановление об изгнании Фауста из г. Ингольштадта. Такие известия рисуют Фауста порою совсем в ином свете, нередко – в гораздо более благоприятном.

Удачным отступлением от формальной точности со стороны составителя является в данном разделе то, что он ввел в него несколько документов, где имя Фауста не фигурирует, но где воссоздается атмосфера верований и представлений о нем, в которой должна была вырасти легенда о Фаусте. Это высказывания Лютера и известного врача того времени Лерхеймера о всякого рода колдовстве и чертовщине, дающие интересные параллели к легенде о Фаусте.

  1. «Записки Неофилологического общества при Санктпетербургском университете», вып. V – VI, 1911 – 1912.[]

Цитировать

Смирнов, А. Легенда о Фаусте / А. Смирнов // Вопросы литературы. - 1959 - №2. - C. 243-246
Копировать