№7, 1971/Литературная жизнь

Лариса Рейснер – литературовед

Лариса Рейснер вошла в историю гражданской войны как комиссар знаменитой Волжско-Каспийской флотилии и в историю литературы – как автор книг «Фронт», «Гамбург на баррикадах», «Уголь, железо и живые люди». Гораздо меньше известна ее литературоведческая и критическая деятельность.

Так, мало кто знает о выпущенных в 1912 году рижским издательством «Наука и жизнь» под псевдонимом «Лео Ринус» двух маленьких книжечках Рейснер: «Женские типы Шекспира»- «I. Офелия» и «II. Клеопатра», – в которых дан оригинальный и глубокий анализ этих двух образов и попутно высказываются интересные суждения о шекспировских трагедиях.

Деятельное участие принимала Лариса Рейснер в журнале «Рудин», издававшемся в 1915 – 1916 годах в Петербурге на средства ее отца Михаила Андреевича Рейснера. В восьми вышедших номерах ею было опубликовано восемь статей и рецензий на литературные темы, подписанные псевдонимами: «Л. Храповицкий», «М. Ларин», «Надежда Нолле», «Рики-Тики-Тави», «И. Смирнов».

Уже в первом номере появилась Статья Рейснер «Краса», высмеивавшая «патриотизм» изданий «Краса», «Биржевые ведомости», «Лукоморье», «Современный мир», поддерживавших милитаристско-шовинистическую политику самодержавия. В статье «Валерий Брюсов и «вечно женское» («Рудин», N 2) писательница резко критикует прославленного поэта за увлечение альковной лирикой, эротикой, обвиняя Брюсова в «унижении человеческой гордости».

Статья «Из огня да в полымя», напечатанная в третьем номере «Рудина», – это рецензия на новую пьесу Леонида Андреева «Тот, который получает пощечины». Она написана в саркастическом, язвительном тоне. «Зачем это переодевание, – спрашивает Рейснер, – испанские шали, дешевые башмаки, красные галстухи? Трагедия становится смешной, сцена снижается до зрительного зала, и просвещенная чернь радостно узнает своего вольноотпущенника… «ревнивца» из маркеров, с крашеной и битой физиономией». Как «пощечину обществу, избалованному художественной лестью Сологуба и Андреева», квалифицирует Рейснер пьесу М. Арцыбашева «Закон дикаря» – пьесу о пошлости и лицемерии буржуазной семьи – в рецензии, помещенной в пятом номере журнала.

Тем же духом борьбы проникнут напечатанный в четвертом номере «Рудина» памфлет «Семен Афанасьевич Венгеров и русская литература», где Рейснер высмеивает известного литературоведа за его стремление примирить писателей враждующих лагерей, сгладить идейные противоречия в современной литературе.

Показательна для Ларисы Рейснер помещенная в седьмом номере статья «Через Ал.

Цитировать

Кленовский, В. Лариса Рейснер – литературовед / В. Кленовский // Вопросы литературы. - 1971 - №7.
Копировать