№3, 1969/Обзоры и рецензии

Песни, собранные писателями

«Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П. В. Киреевского», – «Литературное наследство», т. 79, 679 стр.

Федор Иванович Буслаев вспоминая, как однажды, показывая ему деревенскую бабью коробью с замком, П. Киреевский сказал: «Здесь хранятся народные песни, былины в духовные стихи, которые много лет я собирал повсюду, где случалось бывать. Между ними много и таких песен, которые записаны моими друзьями и знакомыми. Вот эту пачку дал мне сам Пушкин и при этом сказал: «Когда-нибудь от нечего делать разберите-ка, которые поет народ, и которые смастерил я сам» 1.

Собрание П. Киреевского, одно из крупнейших в мире, было создано в 20 – 50-е годы XIX века усилиями большой группы общественных деятелей, писателей, этнографов и целой сети корреспондентов. Инициатором этой поистине огромной собирательской работы был Пушкин, позже ее возглавили П. Киреевский и Н. Языков. Уже к середине 30-х годов были собраны тысячи текстов и начата подготовка издания сборника. Однако по целому ряду причин публикация этого материала задержалась. Собирание же его продолжалось, и к началу 50-х годов насчитывалось уже свыше 10 тысяч текстов.

При жизни П. Киреевского лишь небольшая часть этого богатства увидела свет: в 1860 – 1870-х годах были опубликованы 10 томов, составившие так называемую «Старую» серию П. Киреевского, охватившие былины и исторические песни, а в первой четверти XX века обрядовые и необрядовые песни. Эти выпуски были названы «Новой» серией.

В 50-х годах нашего века к изучению архива Киреевского обратился фольклорист П. Ухов, который сделал ряд ценных открытий. Оказалось, что публикации XIX и XX веков не только далеко не исчерпали собрание П. Киреевского, но даже большая часть его осталась неизвестной науке. П. Уховым было выявлено свыше 3 тысяч текстов, среди них записи Пушкина, Языковых, Даля, Якушкина, Писемского, Мельникова-Печерского и др. П. Ухов нашел тетради с записями Кольцова, тетрадь с украинскими думами, подготовленными к печати Гоголем, и т. д. Проведя огромную текстологическую работу, П. Ухов выяснил принадлежность обнаруженных им записей определенным собирателям и установил сеть корреспондентов П. Киреевского. Преждевременная смерть помешала П. Ухову завершить свою работу и осуществить задуманную им публикацию текстов и исследования, посвященного проблемам атрибуции.

Часть текстов, найденных П. Уховым, -504 песни, собранные для П. Киреевского писателями, – вошла в 79-й том «Литературного наследства». Труд покойного исследователя был завершен его вдовой Л. Уховой, А. Соймоновым и А. Баландиным.

Том открывается тремя статьями. В статье Г. Париловой и А. Соймонова «П. В. Киреевский и собранные им песни» на основании обнаруженных архивных документов уточняется научная биография П. Киреевского, характеризуются его литературные интересы, рассказывается о его общении с писателями, в частности с Пушкиным, освещается роль его песенного собрания в историко-литературном процессе.

Статья А. Баландина и П. Ухова «Судьба песен, собранных П. В. Киреевским» посвящена истории публикации собрания. П. Ухов намеревался дать эдиционно-текстологический анализ «Старой» и «Новой» серии издания песен и рассказать о своем открытии, однако он успел сделать лишь предварительные наброски ее и заготовки материала. По поручению редакции «Литературного наследства» А. Баландин завершил эту работу. В статье подробно рассмотрена методика П. Киреевского, характер работы П. Якушкина, причины его отстранения от издания песен П. Киреевского, роль П. Бессонова и его эдиционные принципы, примененные при издании «Старой» серии, работа В. Миллера и М. Сперанского над подготовкой «Новой» серии.

В настоящее время из собрания П. Киреевского известно всего 9 тысяч опубликованных и неопубликованных текстов, в то время как их было несколько десятков тысяч, то есть огромное количество текстов до сих пор не обнаружено.

Впереди еще большая архивная, эдиционная и исследовательская работа.

Статья А. Соймонова «Фольклорное собрание П. В. Киреевского и русские писатели» раскрывает значение и роль собрания в творчестве писателей, для которых оно – источник познания духовной жизни народа, и подробно останавливается на участии писателей в создании этого грандиозного памятника народного творчества.

Материал в томе «Литературного наследства» расположен по коллекциям собирателей. За исключением записей Пушкина, Гоголя, Кольцова, Писемского, Мельникова-Печерского, коллекции эти представлены лишь выборочно, о чем нельзя не пожалеть.

Каждая коллекция предваряется вводной статьей, в которой даются сведения о фольклористической деятельности писателя, значении фольклора для его творчества. Завершается каждый раздел текстологическим и фольклористическим комментарием к публикуемым песням. Статьи эти по характеру не единообразны: некоторые сводятся к небольшим заметкам информационного характера, другие разрастаются в довольно обстоятельные исследования, как, например, статья Т. Динесман о поэте Д. Ознобишине или статья А. Баландина о П. Якушкине.

Не однородны и комментарии: некоторые ограничиваются паспортом, в других приводятся варианты, в третьих, как, например, в комментарии А. Соймонова к текстам Пушкина, дается исчерпывающий текстологический комментарий.

Публикации, вошедшие в том, в основном подготовлены П. Уховым, исключение составили лишь записи Пушкина, подготовленные А. Соймоновым, и Д. Ознобишина, фольклорные записи которого были разысканы и подготовлены к печати покойной С. Минц. Вступительная статья к этой коллекции написана Т. Динесман, а комментарии завершены З. Власовой и М. Роговской.

Публикации открываются записями Пушкина. В его коллекции 61 песня, относящаяся к трем группам: песни исторические; баллады и солдатские; лирические, преимущественно семейные и свадебные, – и план статьи о русских песнях. Песни эти сохранились частью в автографах, частью в списках, обнаруженных среди бумаг П. Киреевского. Все записи заново сверены с первоисточниками. Свадебная песня «Боже, благослови, Христос, игру заигрывати; игру веселую, свадьбу хорошую», которая была обнаружена П. Уховым, публикуется впервые.

Вслед за записями Пушкина напечатаны тексты, собранные Гоголем. Впервые публикуется тетрадь Гоголя с текстами украинских исторических песен и дум, хранящаяся в архиве Библиотеки имени Ленина. Возможно, эти записи, относящиеся к 1836 – 1842 годам, делались Гоголем либо для сборника украинских исторических песен или же, что вероятнее, подбирались для какого-то своего очередного произведения, может быть для второй редакции «Тараса Бульбы».

В собирательской работе П. Киреевского большую роль сыграли братья Языковы. В одном из писем брату Н. Языков писал о своей совместной работе с П. Киреевским, об увлечении этой работой, о понимании ее значения. Письмо это раскрывает основные позиции тех собирателей, которые сгруппировались вокруг П. Киреевского. «Главное и единственное занятие и удовольствие, – пишет Н. Языков, – составляют мне теперь русские песни. П. Киреевский и я, мы возымели почтенное желание собирать их и нашли довольно много еще не напечатанных и прекрасных. Замечу мимоходом, что тот, кто соберет сколько можно больше народных наших песен, сличит их между собою, приведет в порядок и проч., тот совершит подвиг великий и издаст книгу, коей нет и быть не может ни у одного народа, положит в казну русской литературы сокровище неоценимое и представит просвещенному миру чистое, верное, золотое зеркало всего русского».

Коллекция семьи Языковых – одна из самых больших в собрании П. Киреевского. Это главным образом исторические, удалые и лирические песни, записанные в Симбирской, Уфимской и Оренбургской губерниях.

Совершенно особое место среди корреспондентов П. Киреевского занимал писатель-демократ, революционер, фольклорист и этнограф П. Якушкин. Более двадцати лет собирал он песни для П. Киреевского, причем его записи отличались не только количеством, но и качеством, поскольку он стремился к предельной точности и пользовался фонетической записью. После смерти П. Киреевского П. Якушкин начал готовить издание его материалов, однако вскоре был отстранен от этого дела. В томе опубликован интереснейший фольклорный дневник Якушкина, его «Журнал пешеходца» и 48 записанных им песен. Все эти публикации в сочетании с вступительной статьей А. Баландина воссоздали образ талантливого собирателя XIX века, проложившего пути научному собиранию народного творчества.

Большой интерес представляют публикации из большой коллекции В. Даля: песня о Пугачеве и полное описание свадебного обряда с текстами песен, записанного на уральских горных заводах.

Я не буду останавливаться на всех публикациях. Скажу только, что каждая из них (материалы А. Тургенева, А. Востокова, С. Шевырева, К. Кавелина, А. Марковича, Ю. Жадовской, А. Писемского, П. Мельникова-Печерского) является ценным вкладом как в изучение фольклора и фольклористики, так и в литературоведение. Собирательская деятельность последних двух из перечисленных писателей впервые становится известной науке.

Сборник завершается записями самого П. Киреевского. Из неопубликованных его материалов в настоящий том вошли записи разных лет. Из них особого внимания заслуживают антиклерикальные и антикрепостнические песни и песни рабочих-текстильщиков.

Большая часть текстов, записанных еще в пору расцвета устно-поэтического народного творчества, поражает своей свежестью, самобытностью, эстетической полноценностью.

Благодарную память заслуживает неутомимый труженик П. Ухов, через сотню лет ожививший эти богатства. Хорошо сделали составители тома, что поместили его портрет, статью А. Астаховой о нем и список его трудов.

Надо надеяться, что изданием этого тома не завершится работа по изучению собрания П. Киреевского и в ближайшем будущем начнется работа по подготовке к печати всего огромного материала, который до сих пор опубликован далеко не полностью.

«Песни, собранные писателями» свидетельствуют о высокой эдиционной культуре: подготовка текстов (диалектологическое редактирование проведено А. Евгеньевой и И. Оссовецким), вступительные статьи, комментарии, научный аппарат безупречны. Тем досаднее, что дата смерти П. Ухова по-разному указана: на стр. 6 – 1961 год, 1962 – на стр. 639. Не последнюю роль в сборнике играют иллюстрации, подобранные с большим вкусом, обнаруживающие прекрасное знание музейных фондов (подобраны Т. Динесман и Н. Эфрос). Они являются органической частью тома и своеобразным комментарием к текстам.

Хочется думать, что редакция «Литературного наследства» и в дальнейшем будет обращаться к поэтическому наследию народа.

  1. Ф. И. Буслаев, Мои воспоминания, М. 1897, стр. 293.[]

Цитировать

Померанцева, Э. Песни, собранные писателями / Э. Померанцева // Вопросы литературы. - 1969 - №3. - C. 204-206
Копировать