№6, 2020/Книжный разворот

Л. С. Клейн. «Илиада»: эпос и история

«»Илиада»: эпос и история» стала последней и итоговой работой Льва Самуиловича Клейна. Она была подписана в печать в июне 2019-го, а в ноябре автора не стало. Как автор отмечает в предисловии, данный труд изначально мыслился в качестве третьей части большого исследования—»Расшифрованная «Илиада»». Однако издательство решило эту часть не печатать. Вот почему работа вышла отдельной небольшой, в сравнении с 559 страницами «Анатомии «Илиады»», книгой. Л. Клейн был выдающимся российским историком, археологом и филологом, основателем теоретической археологии. Он известен своими монументальными трудами — уже упомянутой «Анатомией «Илиады»», «Бесплотными героями», «Расшифрованной «Илиадой»», которые демонстрируют, как скрупулезно автор разрабатывал сюжеты своего исследования и как глубоко укоренено его знание. «Илиада — эпос и история» не стала исключением, она — финальный аккорд на исследовательском пути выдающегося ученого.

По признанию автора, в последнюю книгу он включил важные дополнения к «Анатомии «Илиады»» со ссылками на многочисленные таблицы и карты из нее, а также из «Бесплотных героев». «»Илиада»: эпос и история» делится на четыре части — «Анатомия «Илиады»», «Герои «Илиады»», «Корабли на берегу»
и «Троянский диакосмос», в каждой в среднем по восемь глав. Начало интригует. Первая глава первой части — «Моисей и Гомер». В ней Л. Клейн рассказывает о задачах и применяемой методологии, ссылаясь на Жана Астрюка, обратившего внимание на то, что в «Пятикнижии» два имени Бога — Иегова и Элохим — никогда не пересекаются в пределах одной главы. Позднейшие исследователи, основываясь на этих наблюдениях, пришли к выводу о многосоставности этой части текста Библии — разные фрагменты были написаны разными авторами и сплетены в одно текстуальное полотно. Аналогичным образом Л. Клейн обратился к тексту «Илиады», и этому посвящена целиком первая часть. Главы «Два города, три народа» и «Предлоги, частицы и богиня
Афина» описывают строение «Илиады», какой она предстала перед автором после применения метода его французского коллеги. Подробно анализируется частота применения эпитетов при названиях города (Троя и Илион), а также морфемы частотных и ключевых слов на предмет древности и географии.
В следующих главах автор подробно описывает разделы, на которые он условно поделил «Илиаду», основываясь на описанной выше методологии, — «Данайская «Илиада»», «Древнейшие песни «Илиады»», «Анатомия «Илиады»», «Узкая «Ахиллеида»: две ее части», «Менида» и «Гомерова «Энеида»». В последней главе, «Гуманитарии и статистика», Л. Клейн стройно и местами иронично отвечает на выпады исследователей в его сторону.
Вторая часть, «Герои «Илиады»», посвящена истории образов героев Троянской войны. В главе-введении «Персоналии без биографий?» автор говорит, что не ставит целью доказать фиктивность героев, но хочет показать, в какой степени они реальны, а потому пытается установить их соотношение с местными
греческими культами или реальными правителями. В главах «Парис и Елена», «Современники Гомера», «Родина Гектора», «Опущенные боги» и «Первая жизнь героев» Л. Клейн дает широкий исторический и научный контекст, однако ведет исследование вполне самостоятельным путем. В главе «Очередность» Л. Клейн также применяет прием подсчета постоянных эпитетов, но уже при именах героев. На этой основе ему удается сделать выводы о древности персонажей относительно их включенности в «Илиаду». Подытоживает вторую часть глава под названием «Рождение «Илиады»», где в 13 пунктах показаны этапы включения героев в ткань текста. «Каталогу кораблей» Л. Клейн отвел всю третью часть исследования. Автор начинает со «Споров о «Каталоге кораблей»», где приводит примеры самых распространенных мнений о списке среди ученых и объясняет причину их возникновения. В главе
«Спутанные карты» он поделил корабли на группы и показал, каким образом должны были располагаться на карте места, из которых они прибывали. В главе «Геометрический стиль и симметрия» Л. Клейн призывает подвергнуть «Каталог» анализу с точки зрения представлений древнегреческих поэтов о геометрии и делает это в двух следующих главах — «Открытие симметрии в «Каталоге»» и «Корабли с эпсилоном». Но в главе «Стратиграфия «Каталога», Гектор и Пенфил» исследователь обращает внимание на нарушение стройной до этого симметрии. Этому находится вполне логичное объяснение, которое, однако,
потребовало развернутого комментария, занявшего три последующие главы — «Родина Ахилла и Агамемнона», «Союз Геры с Посейдоном» и «Аминяне в Троаде». В этих главах Л. Клейн вновь углубляется в происхождение образов и их связь с местными культами, а также дает исторический комментарий.
Глава «Дюжина и одиннадцать» комментирует местами странные числовые предпочтения, встречающиеся в тексте, объяснимые с точки зрения географии и истории. Последняя глава данной части, «Появляется божественный певец», раскрывает особенности последней группы кораблей и подводит читателя к вопросу о личности самого Гомера — мог ли он существовать, какое отношение имел к «Каталогу» и к «Илиаде» и был ли он слепцом. Заключительная, четвертая часть книги завораживает названием — «Троянский диакосмос». Она напрямую соотносится с предыдущей частью. Однако в ней на базе «Каталога» предпринимается попытка воссоздания исторической реальности на основе той информации, которую дает нам не столько и не сам «Список кораблей», сколько выводы, сделанные из его анализа. В главе «Параллель «Каталогу кораблей»» Л. Клейн говорит о втором каталоге, который идет после «Списка», — «Каталог троянских сил». В нем перечисляются пешие войска, и его разбору посвящена вся четвертая часть. Главы «Парад троянской коалиции», «Классификация и география», «Снова операция с дюжиной» рассказывают о том, как названные в списке народы и их вожди соотносятся друг с другом, с реальной географией и историей, а также с остальным текстом «Илиады». В главе «Корабли и колесницы» автор вновь чуть подробнее говорит
о персоналиях, а следующую затем главу «Друзья-соперники» полностью посвящает взаимоотношениям отдельных героев внутри ткани эпического текста, сравнивая эти отношения с тем, как герои представлены в «Каталоге троянских сил». Однако Л. Клейн не ограничивает себя рамками «Каталога» — в двух
последних главах, «Негатив «Каталога»: местности» и «Негатив «Каталога»: вожди», он говорит о том, чего в «Каталоге» нет, хотя, судя по остальному тексту «Илиады», должно быть. Таким образом он органично встраивает рассуждения о «Каталоге троянских сил» в общую матрицу своих умозаключений,
и перед читателем предстает цельная картина общего устройства текста «Илиады».

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2020

Цитировать

Шаповалова, А.А. Л. С. Клейн. «Илиада»: эпос и история / А.А. Шаповалова // Вопросы литературы. - 2020 - №6. - C. 280-284
Копировать