№4, 1983/Хроника

Культура народов пиренейского полуострова в ХХ веке

В конце прошлого года в Москве проходила вторая всесоюзная конференция «Культура народов Пиренейского полуострова в XX веке. Проблемы комплексного изучения», организованная Научным советом по мировой культуре при АН СССР. В ней приняли участие историки, литературоведы, лингвисты, искусствоведы многих городов страны.

Открывая конференцию, академик Г. В. Степанов подчеркнул, что на современном этапе развития гуманитарных наук культуру стран и регионов необходимо изучать комплексно, устанавливая взаимосвязи и взаимодействия ее различных составных частей. Это изучение подразумевает сочетание исследований крупных общественно значимых проблем с углубленным анализом узкоспециальных вопросов.

Понятие политической культуры как важной составной части культуры страны обосновала С. Пожарская. В докладе «К вопросу о демократических и авторитарных тенденциях в испанской политической культуре XX века» она охарактеризовала особенности этого явления, отметив, в частности, что отличительной чертой испанской демократии была, как ни парадоксально, поддержка ею монархического режима.

Ряд выступлений был посвящен проблеме испанского регионализма. «Региональный вопрос» – один из наиболее важных во внутренней жизни страны, отметил историк А. Кожановский в докладе «Особенности регионализма в современной Испании», – ведь начавшаяся в 1959 году «модернизация» Испании оказала сильнейшее воздействие на этнокультурные процессы в стране. Лингвистические аспекты проблемы испанского регионализма были освещены в выступлениях, посвященных вопросам развития языков национальных меньшинств. О борьбе за сохранение и развитие каталонского языка на протяжении нашего века рассказала О. Васильева-Шведе (Ленинград) в докладе «Общее и особенное в развитии и языковой ситуации каталонского и галисийского языков в современной Испании». Более частные вопросы развития испанского и португальского языков на современном этапе, а также диалектов испанского языка были затронуты в сообщениях И. Думбрэвяну (Кишинев), Р. Помирко (Львов), С. Николаевой (Ленинград), О. Липатовой (Ленинград), Н. Мед (Ленинград).

Литературоведческие аспекты проблемы регионализма отразились в докладе Н. Стуруа (Тбилиси) «Баскская литература XX века». Сделав краткий обзор развития баскской литературы начиная с XVI века, исследовательница указала, что в настоящее время первоочередной для баскских писателей является задача формирования своего читателя.

К проблеме регионализма примкнули и доклады, посвященные истории баскско-грузинских связей. С. Габуния (Тбилиси) («К методологии исследования баскско-кавказских этнографических параллелей») сообщил, что на основе данных лингвистики, археологии, палеоантропологии, этнографии можно сделать вывод о возможности если не общности происхождения, то, по крайней мере, весьма ранних контактов и связей сопоставляемых культур.

В ходе конференции было уделено внимание комплексному рассмотрению судеб культурного наследия Испании в современную эпоху. Т. Коваль в сообщении «Интегрирующая роль католицизма в современной Испании» сосредоточила внимание на определении роли католицизма в идеологии и практике франкизма. Ю. Циркин (Новгород) в сообщении «Древний мир в духовной культуре современной Испании» говорил о том, что традиционный интерес испанских историков к древнему (до начала арабского завоевания) периоду истории своей родины, в годы франкизма трактовавшемуся главным образом в рамках официальной идеологии как время формирования «единой Испании» и «испанского духа», на современном этапе переживает переориентацию. Многие историки и археологи отказываются от прежних методов исследования, некоторые из них в поисках теоретико-методологической основы обращаются к марксизму.

Литературно – философские аспекты проблемы культурного наследия были рассмотрены в сообщениях О. Фроловой (Ленинград) и Л. Маевской (Киев). О. Фролова указала на то, что современные ученые основное внимание уделяют выяснению значения арабской культуры (литературы, философии, науки) для испанской и через нее европейской культуры средневековья и Возрождения и в опосредованном виде в более поздние эпохи. Л. Маевская остановилась на эволюции оценок творчества М. -Х. де Ларры, ведущего романтического публициста и писателя, в литературоведении Испании на протяжении нашего века.

Возможности использования литературного произведения как материала для социолого-психологических выводов показал Е. Тепер (Ленинград). В сообщении «Тема народа, испанского национального характера в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» исследователь отметил, что в романе американского писателя представлено высокохудожественное и одновременно исторически правдивое изображение испанской народной жизни.

Важное место на конференции заняли выступления литературоведов. Много внимания было уделено вопросам классической литературы XX века С. Павличенко (Кишинев) в сообщении «Хуан Валера и «поколение 1898 года» выделил черты преемственности между классиком испанской литературы второй половины XIX века Х. Валерой и писателями «поколения 1898 года», знаменовавшими наступление нового этапа в испанской литературе. «Идеологический роман» Барохи, Унамуно, Асорина, по мнению С. Павличенко, многим обязан концепциям «свободного романа» Валеры. В докладе В. Силюнаса «Истоки поэтического театра Ф.

Цитировать

Османова, А. Культура народов пиренейского полуострова в ХХ веке / А. Османова // Вопросы литературы. - 1983 - №4. - C. 278-282
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке